Планы-конспекты

Примерный план-конспект единого урока для I ступени общего среднего образования «О чем звонят колокола Хатыни?», посвященного 80-й годовщине трагедии в Хатыни

Целевая установка: формирование у учащихся представлений о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны посредством знакомства с трагическими событиями в Хатыни. Задача учителя – не оставить детские души безучастными к произошедшей трагедии, донести до каждого учащегося, в какой жестокой и страшной войне одержал победу наш народ.

Ход урока

Вводный этап.

Учитель предлагает рассмотреть фотографии периода Великой Отечественной войны (1941-1945 годов) (Хатынь, Брестская крепость, Красный Берег).

– Знаете ли вы, какие события отражены на этих снимках?

Идут годы. Меняется жизнь. Меняемся мы.

У времени своя память – история. Мы обязаны помнить о Великой Отечественной войне – трагедии, которая унесла миллионы жизней, и о тех, кто отстоял свободу и независимость нашей Родины.

Давайте мысленно перенесемся в прошлое. Представьте, что сейчас лето, завтра воскресенье и вы планируете провести этот день вместе со своими родителями. Возможно, кто-то хочет пойти в парк покататься на аттракционах, кто-то мечтает отправиться с папой или дедушкой на рыбалку, кто-то готовится к семейному отдыху на природе. Но все эти мечты не сбудутся...

22 июня 1941 года мирные планы людей перечеркнула война. Фашистская Германия напала на нашу страну.

Первый удар врага приняли на себя пограничники и воины Брестской крепости, на захват которой Гитлер отводил всего три часа. Но крепость боролась 28 дней. В полном окружении, без воды и продуктов, при недостатке боеприпасов и медикаментов держали оборону пограничники лейтенанта Андрея Кижеватова, солдаты майора Петра Гаврилова.

На стенах крепости до нашего времени сохранилась надпись: «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!».

Подвиг защитников Брестской крепости стал примером мужества и храбрости, верности воинскому долгу.

Военные действия на территории Беларуси длились 3 года 1 месяц и 6 дней – с 22 июня 1941 г. по 28 июля 1944 г., и каждый день немецко-фашистские захватчики жгли, расстреливали, пытали мирных жителей страны. Погиб каждый третий житель Беларуси.

Основной этап.

Наш урок посвящается 80-й годовщине трагедии в Хатыни. Сегодня мы совершим заочную экскурсию в историко-мемориальный комплекс «Хатынь» и узнаем о трагедии этой деревни, о горе, которое принесла на нашу землю Великая Отечественная война.

Рассказ о мемориальном комплексе.

Указатель «Хатынь». Бежит, устремляясь вперед, асфальтированная лента шоссе Минск - Витебск. Обычные дорожные знаки по сторонам. Но вот на 54-м километре указатель «Хатынь». Читаем название деревни на указателе, высеченном из камня.

– Как вы думаете, почему тут нет привычной таблички с названием населенного пункта?

Потому что деревня эта была полностью уничтожена. В память о сотнях белорусских деревень, разрушенных и сожженных немецко-фашистскими захватчиками, в январе 1966 года было принято решение о создании мемориального комплекса «Хатынь».

До войны Хатынь была обычной деревней. В ее 26 дворах просто жили, работали, вели хозяйство, воспитывали детей. И мечтали о будущем. Но это будущее не наступило.

Утром 22 марта 1943 года Хатынь окружили отряды карателей и полицаев. Они согнали в амбар стариков, женщин, детей, заперли и подожгли. В тот день в Хатыни в огне погибло 149 человек, из них 75 детей.

На месте сожженной деревни открыт мемориальный комплекс «Хатынь».

Далее учитель предлагает совершить виртуальную экскурсию с остановками по Хатыни (https://khatyn.by/ru/component/k2/item/7351-virtualnaya-3d-ekskursiya).

Мы совершим с вами виртуальную экскурсию по мемориальному комплексу «Хатынь». В центре комплекса возвышается бронзовая скульптура Непокоренного человека – человека, вынесшего на своих плечах все тяготы войны, вставшего живым из огня. Боль, скорбь и гнев отражены на его лице. А крестьянские руки бережно держат тело погибшего ребенка. И, кажется, бронзовые уста непокоренного говорят: «Будь проклят, фашизм!».

Далее предлагается познакомиться с рассказом Иосифа Каминского о Хатынской трагедии.

Справочно. Из воспоминаний И. Каминского: «… И меня повели в тот сарай… Дочка, сын и жена – там. И людей столько нагнали, что руку не поднимешь… Подожгли сверху, горит крыша, огонь на людей сыплется, давятся эти люди, так сдавили, что и дышать уже нет возможности… Тут двери распахнулись, а люди не выходят. Что такое? А там стреляют, говорят. Но крик такой, что выстрела того и не слышно… Я сыну говорю: «Через головы, через головы надо!». Подсадил его. А сам по низу, по ногам… Только до порога дополз, а крыша и обвалилась, огонь на всех… Сын выскочил тоже. Отбежал метров пять – его и положили. На нем люди побиты – из пулемета все… «Вставай, они поехали уже!», – говорю. Стал его вытаскивать, аж у него и кишки уже… Спросил еще только, живая ли мама… Не дай бог никому, кто на земле живет, чтоб не видели и не слышали горя такого…».

Продолжим нашу экскурсию. Справа от скульптуры увековечено место сожжения жителей Хатыни. Черные гранитные плиты символизируют обрушившуюся крышу сарая, образно рассказывают о разыгравшейся трагедии. Сколы в центре как бы подчеркивают ее кульминацию. Клинообразная дорога из белого мрамора символизирует последний путь жителей Хатыни и обрывается у крыши-плиты.

Прислушайтесь, люди!

Сердцем прислушайтесь!..

И вы услышите тяжелый топот кованых сапог и глухие стоны. Это стонет сама земля, принявшая муки, кровь и смерть 149 жителей Хатыни. Они навсегда слились с многострадальной землей Хатыни. Их останки покоятся в братской могиле.

На братской могиле жителей деревни – «Венец памяти» из белого мрамора. На нем – обращение вставших из пепла жителей Хатыни к живущим:

«Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!».

И наш ответ погибшим:

«Родные вы наши. Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами. Вы не покорились фашистским убийцам в черные дни лихолетья. Вы приняли смерть, но пламя любви вашей к Родине нашей советской вовек не погаснет. Память о вас в народе бессмертна, как вечна земля и вечно яркое солнце над нею!».

Хатынь – кладбище деревень.

В Хатыни находится «Кладбище деревень». Оно такое одно на свете, это страшное кладбище. Пригоршни пересыпанной гравием и пеплом земли – скорбная память о белорусских деревнях, сожженных вместе с жителями. Память о них хранят трагические урны. И, не умолкая, гудят над ними хатынские колокола... Хатынь – одна из огненных деревень, не обозначенных сегодня на карте: некому было отстраивать ее, некому было возвращаться к обгорелым липам и тополям...

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение Василия Жуковича «Бусел над Хатынню».

 

Пакружыўся над Хатынню бусел сонечна-пагодлівай вясною: каміны стаяць. І людзі ў скрусе. А нідзе хаціны ні адной.

 

Пакружыўся над Хатынню бусел і паплыў у светлую смугу. Ён не ведаў болю Беларусі, пэўна ж, ён адчуў яе тугу.

Заміраюць галасы людскія, гукі абуджальнае вясны, і плывуць трывожныя такія, тонкія жалобныя званы.

 

Пакружыўся бусел над Хатынню і ў смузе пад воблакамі знік. Папялішча ўсё яшчэ не стыне, і ў грудзях не замірае крык.

 

 - Какая беда постигла жителей деревни Хатынь?

- Почему аист покружился над Хатынью и исчез?

 Вечный огоньсимвол немеркнущей памяти.

Учитель предлагает прочитать учащимися отрывок из стихотворения Міколы Чарняўскага “За ўсё мы ўдзячны ім”

І кожны год,

Нібыта ўпершыню,

Прыходзім мы

Да Вечнага агню,

Нясём паклон,

Душы ўспамін –

Нам не забыць

Такіх хвілін.

 

На плошчах кветкі,

Бы ў лугах, цвітуць.

Нашчадкі

Клятву вернасці даюць

Сваім героям.

Мёртвым і жывым:

Мы помнім іх,

За ўсё мы ўдзячны ім!

Сделаем еще одну остановку. Дорожка из серых железобетонных плит ведет к бывшей деревенской улице. На месте каждого из 26 сгоревших домов лежит первый венец сруба. Только сделан он не из дерева – из бетона, и цвет его не радует глаз, он серый, пепельный. Внутри сруба – тревожный силуэт обелиска, увенчанного колоколом, который звонит каждые 30 секунд. На обелиске – мемориальная плита с фамилиями и именами заживо сожженных жителей Хатыни.

Невообразимо волнует сердца открытая перед каждым домом калитка, тоже серая, тоже из бетона, калитка, приглашающая войти в дом, которого нет. Больно становится при мысли, что никогда не заскрипит эта калитка живым деревянным скрипом, никогда не потянет дымком из печных труб-обелисков, никто не напьется студеной воды из четырех деревенских колодцев, никогда и никто не услышит на улице звонкого, заливистого смеха детворы...

 Следующая остановка в нашей экскурсии – «Деревья жизни».

Белорусские деревни, пережившие трагедию Хатыни и возрожденные после войны, увековечены на символических деревьях жизни. На ветвях деревьев в алфавитном порядке перечислены названия всех деревень, которые были уничтожены немецко-фашистскими захватчиками вместе с жителями, но восстановлены после войны.

Учитель предлагает рассмотреть деревья и прочитать названия некоторых деревень.

В годы Великой Отечественной войны на территории Беларуси были уничтожены вместе с жителями и не были восстановлены после войны не менее 216 деревень, включая Хатынь.

Последняя наша остановка – «Вечный огонь». Как и в столице нашей республики, городе-герое Минске, в Хатыни установлен памятник и горит Вечный огонь в честь тех, кто погиб, защищая нашу Родину от немецко-фашистских захватчиков.

Учитель предлагает послушать рассказ Е. Першай «Вечны агонь».

Пасярод плошчы стаіць высокі помнік. Перад ім гарыць Вечны агонь. Да помніка прыходзяць людзі: і старыя, і маладыя, і дзеці. Яны стаяць, маўчаць. Многія сюды прыносяць кветкі.

Верачка прыйшла да помніка разам з мамай. Дзяўчынка была ў святочнай сукенцы. У руках яна трымала чырвоную ружу. Ад ветрыку шапацела лісце ліп, варушыліся стужкі на вянках, што прынеслі да помніка людзі.

– Мама, – пытае Верачка, гледзячы на трапяткое полымя ля помніка, – чаму гэты агонь называецца Вечны?

 Таму, што ён будзе гарэць заўсёды і напамінаць пра тых, хто загінаў за нас з табою.

– Ён ніколі не згасне?

– Ніколі. Бо гэты Вечны агонь памяці гарыць не толькі тут, ля помніка, а ў людскіх сэрцах.

Маці стала моўчкі. Маўчала і Верачка. Потым яна нахілілася і паклала ля помніка сваю кветку.

– Куда пришла Верочка с мамой? Что узнала дочка от мамы на площади Победы?

– Как вы думаете, почему люди приходят к Вечному огню, к памятникам, обелискам?

МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

– Почтим память всех погибших минутой молчания.

Заключительный этап.

На этом наша виртуальная экскурсия заканчивается.

Мы вместе прошли по Хатынским тропам. Не много троп на земле, по которым так тяжело ступать, как по этим – Хатынским – будто идешь по горячей золе.

– Почему каждый из нас должен знать о событиях Великой Отечественной войны и ее жертвах?

Учитель предлагает учащимся (2-4 классы) на моделях колоколов написать о тех чувствах, которые возникли после виртуальной экскурсии, выразив их, может быть, одним словом или предложением (заранее подготовить образцы колоколов.)

Далее можно зачитать отзывы об экскурсии учащихся.

свернуть

Примерный план-конспект единого урока для II ступени общего среднего образования «О чем звонят колокола Хатыни?», посвященного 80-й годовщине трагедии в Хатыни

Целевая установка: способствовать формированию знаний о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, расширению и углублению знаний учащихся о трагедии Хатыни; воспитание уважительного отношения к исторической памяти белорусского народа. Задача учителя – не оставить детские души безучастными к произошедшей трагедии, донести до каждого учащегося, в какой жестокой и страшной войне одержал победу наш народ.

 Ход урока

Вводный этап.

Есть в нашем календаре даты, которые напоминают всем ныне живущим о трагических страницах истории, которые мы не имеем права забывать.

Прошло более 80 лет с начала Великой Отечественной войны, но невозможно забыть суровые годы! Нам нужна эта Память. Пусть она будоражит умы, пусть она леденит наши сердца. Именно она, Память, заставляет нас задуматься: так ли мы живем? Именно она, Память, не допустит, чтобы прервалась связь поколений.

– Когда началась Великая Отечественная война?

Учитель предлагает посмотреть фрагмент фильма «Брестская крепость» (0:21:39–0:23:30) и представить летнее утро, тишину и спокойствие природы, то, как сон людей, живших недалеко от границы, был нарушен воем разрывающихся бомб и снарядов.

Основная часть.

Республика Беларусь неоднократно становилась ареной жестоких войн. Самой кровопролитной была Великая Отечественная война (1941-1945 гг.). В белорусской земле покоятся останки миллионов людей, не только погибших на полях сражений, но и методично, хладнокровно уничтоженных в ходе геноцида мирного населения.

Умысел на проведение массового уничтожения белорусов был закреплен в плане нацисткой Германии, который назывался «Ост».

Этим планом предусматривалось выселить 75% населения Беларуси с занимаемой территории, а остальные 25% онемечить.

Территорию Беларуси планировалось включить в состав нацистской Германии и заселить немцами.

Для немецких солдат были изданы памятки, в которых говорилось:

«У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сочувствие – убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик – убивай, этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее твоей семьи и прославишься навеки».

Тихо звучит песня “Хатынь” (Сл. Г.Петренко. Муз. И.Лученок) и педагог читает строки из стихотворения Аверьяна Сафоновича Деружинского.

Дзе ж вёска?

Толькі папялішча…

Жалобны вецер

Стогне-свішча.

– О какой деревне идет речь в этом четверостишии?

Ежегодно 22 марта в Беларуси отмечается памятная дата, связанная с Хатынской трагедией.

Название небольшой белорусской деревни Хатынь стало символом трагедии народа Беларуси во время Великой Отечественной войны.

– Что вы знаете о мемориальном комплексе «Хатынь»?

22 марта 1943 года каратели ворвались в деревню, сожгли 26 домов вместе с людьми, всего – 149 человек, из них 75 детей. Вечно пылает брешь в мраморных плитах, там, где горели жители Хатыни.

Предлагается посмотреть хроникально-документальный фильм «И будет жить Хатынь!» режиссера Геннадия Хмыза, в котором рассказана история деревни Хатынь с момента ее возникновения до нашего времени (https://yandex.by/video/preview/16764551859391345091) или совершить виртуальную экскурсию (https://khatyn.by/ru/component/k2/item/7351-virtualnaya-3d-ekskursiya).

На месте сожженной вместе с жителями деревни Хатынь был открыт мемориальный комплекс. Торжественное открытие мемориального комплекса «Хатынь» состоялось 5 июля 1969 года. Мемориал «Хатынь» включен в Государственный список историко-культурного наследия.

Мемориальный комплекс «Хатынь» повторяет планировку бывшей деревни и состоит из отдельных фрагментов.

В центре мемориала возвышается бронзовая скульптура «Непокоренный человек» – композиционный центр комплекса, образ человека, который на своих плечах вынес все трудности войны (образ мужчины с мертвым мальчиком на руках создан в память о кузнеце И.И. Каминском и его сыне). Боль и гнев, печаль и месть отражены на его лице; высота скульптуры 6 метров.

Справа от скульптуры – символическая крыша гумна, в котором горели мирные жители. Дорожка из белого мрамора символизирует последний путь жителей Хатыни. Слева от скульптуры увековечено место гибели жителей деревни. Над братской могилой – «Венец памяти» со словами обращения погибших к живым:

«Люди добрые, помните: любили мы жизнь и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обратятся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на Земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!».

С другой стороны «Венца памяти» – ответ живых погибшим:

«Родные вы наши. Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами. Вы не покорились фашистским убийцам в черные дни лихолетья. Вы приняли смерть, но пламя любви к Родине нашей советской вовек не погаснет. Память о вас в народе бессмертна, как вечна наша Земля и вечно яркое солнце над нею».

Внутри обелиск с мемориальной плитой. На ней имена и фамилии заживо сожженных людей, указан возраст детей до 16 лет. Колокола Хатыни звонят одновременно каждые 30 секунд. И звонят они и в бурю, и в солнышко, и когда идет снег и завывает метель. Звонят утром и вечером, днем и ночью.

Перед каждым из 26 сожженных домов открыты калитки – символ гостеприимства жителей деревни.

На месте четырех бывших деревенских колодцев – символические колодцы. И больно становится при мысли, что никто не выпьет студеной воды из этого колодца, что никогда не заскрипит весничка деревянным скрипом, что никто и никогда не услышит на улице звонкого смеха детворы.

На земле белорусской деревни Хатынь создано единственное в мире «Кладбище деревень», на котором символически захоронены белорусские деревни, разделившие судьбу Хатыни.

Могила деревни представляет собой символическое пепелище. В центре – пьедестал в виде языка пламени – символ того, что деревня была сожжена. В траурной урне хранится земля деревни, которая пережила трагедию Хатыни и также не была восстановлена. На могиле написано название деревни и название района, в котором находилась деревня.

Еще один мемориальный элемент Хатынского комплекса – «Деревья жизни», на ветвях которых в алфавитном порядке перечислены названия 433 белорусских деревень, сожженных оккупантами вместе с жителями, но восстановленных после войны.

В годы Великой Отечественной войны на белорусской земле фашисты создали более 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения людей. Мемориал включает «Стену памяти», в нишах которой находятся мемориальные плиты с названиями концентрационных лагерей и мест массового уничтожения людей на территории Беларуси.

Элемент мемориального комплекса «Хатынь» – площадь Памяти «Вечный огонь» напоминают о погибших в годы Великой Отечественной войны.

Каждый из элементов мемориального комплекса имеет свою символику, в которой заключен глубокий смысл и оригинальное решение темы трагедии, пережитой жителями нашей страны в годы Великой Отечественной войны, темы мужества белорусского народа.

 Ученик читает стихотворение «Над сожженной деревней» А. Кулешова.

Над спаленай вёскай,

Адзетай жалобным гранітам,

Званы абзываюцца

Рэхам вайны незабытым.

 

Хай Вечны агонь,

Што запалены ў памяць Хатыні,

Як рунь і як неба,

Палае – зялёны і сіні.

 

Няхай яго полымя

Жытам спякотным і спелым

Схіляецца ў ногі

Хатыні дварам скамянелым,

 

Парогу халоднаму,

Прызбе маўклівай пры хаце,

Хай гора, заснуўшае ў камні,

Прачнецца ў набаце.

 

В отношении населения БССР нацистскими военными преступниками и их союзниками проводилась целенаправленная политика геноцида. Граждане СССР подверглись всем формам геноцида, определяемым Конвенцией ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 года.

В годы нацистской оккупации (1941-1944 гг.) на территории Беларуси:

истреблено более 3 млн мирных граждан и военнопленных;

угнано в немецкое рабство под угрозой смерти почти 400 тысяч человек, из которых многие погибли в результате невыносимых условий труда, лишений и истязаний;

разрушено и сожжено 209 городов, в том числе города Минск, Гомель, Витебск, Полоцк, Орша, Борисов, Слуцк;

разрушено и сожжено множество сел и деревень.

В ходе расследования уголовного дела по фактам совершения нацистскими преступниками, их соучастниками геноцида мирного населения в годы Великой Отечественной войны Генеральной прокуратурой Республики Беларусь уточнен список деревень, уничтоженных фашистами вместе с жителями и не восстановленных после войны («Хатынский список»), их количество увеличилось с 186[1] до 216 деревень.

– Назовите деревни вашего района (области), разделившие судьбу Хатыни.

Педагог предлагает ознакомиться информацией о дополнении «Хатынского списка» (приложение) и найти в нем названия деревень, находившихся в их регионе (Витебская, Гродненская, Минская область).

 – Согласны ли вы с тем, что гибель Хатыни – трагедия не маленькой деревни, а всей страны? Аргументируйте ответ. 

Звучит «Бухенвальдский набат» (сл. А. Соболева, муз. В. Мурадели, 1-й куплет и припев) (https://allforchildren.ru/songs/war3.php).

Учащиеся читают стихотворение Н. Гилевича Я помню ўсё...”.

Я стаў дарослым рана –

У дваццаць год на скронях сівізна.

Зноў у грудзях занылі моцна раны,

І праклінаю я цябе, вайна!

 

Я помню ўсё...

Магілы на узгорку,

Дзе плача вечна ссохлая сасна

І лезе ў вочы дым пажараў горкі:

Праклён табе, пачварная вайна!

 

Я помню ўсё...

Стаяў я побач з тымі,

Хто на змаганне родны край узняў.

Гудзе няўмольна перазвон Хатыні:

Праклён табе, праклён табе, вайна!

 

Я помню ўсё...

Як вывадак звярыны

Жывых дзяцей у яму заганяў,

Я помню крыж фашысцкі на машыне...

Праклён табе, праклён табе, вайна!

 

Я помню ўсё...

І як гарэлі людзі...

Ліпучы снег, што кроўю набрыняў.

Мне крык памершых раздзірае грудзі:

Праклён, фашызм! Праклён табе, вайна!

 

– Какие чувства у вас вызывают музыка, стихотворные строки? 

Далее педагог предлагает учащимся продолжить фразу:

“Хатынь – это …” (наша боль, незаживающая рана, память о жертвах трагедии, напоминание о войне, горькая страница истории белорусского народа.).

В день республиканского субботника – 16 апреля 2022 были высажены плодовые деревья и кусты – яблони и шиповник – возле символических срубов домов, а также заложен парк исторической памяти, где появилось 149 деревьев – по количеству погибших жителей деревни Хатынь. Президент Республики Беларусь А.Г Лукашенко отметил: «Какие бы трудности и времена ни были, жизнь продолжается. И здесь она тоже, несмотря на этот жестокий исторический символизм».https://www.sb.by/articles/pamyat-ot-pokoleniya-k-pokoleniyu-prezident.html.

Указом Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко от 13 мая 2022 г. № 176 объектам капитального ремонта и реконструкции мемориального комплекса «Хатынь» присвоен статус Всебелорусской молодежной стройки.

Справочно.

После реконструкции в государственном мемориальном комплексе «Хатынь» будет открыт музей «Кожны трэцi». Выставочное пространство залов поэтапно познакомит со всеми крупными конфликтами в истории Беларуси и трагедией мирного населения. Центральным элементом в этом будет «кровавый ручей».

Зал № 1, «Дерево истории», охватывает период военных походов и войн, происходивших на белорусской земле в период с X по XX столетие.

Зал № 2, «Начало войны», демонстрирует нарушение привычного уклада мирной жизни людей, первые жертвы, разрушение городов, разлучение семей. Дополняет восприятие трагизма голографическое изображение маленькой девочки, рассказывающей о том, как она оказалась в концлагере и у нее брали кровь. В зале установлена инфопанель с информацией о зарождении фашизма и нацизма, Второй мировой и Великой Отечественной войнах.

Зал № 3, «Оккупация», раскрывает тему гетто, Холокоста, концлагерей, массовых расстрелов, оккупационных порядков и жизни мирного населения в этих условиях.

Зал № 4, «Сожженные деревни», посвящен теме карательных операций и трагическим событиям в населенных пунктах, которые уничтожали вместе с людьми. В дополнение к инсталляциям со всех сторон установлены светодинамические экраны, использующиеся как виртуальное пространство для воссоздания ситуации нахождения людей в горящем сарае.

Зал № 5, «Иди и смотри», служит демонстрацией исторических исследований трагедии войны и воплощением ее в художественных образах искусства и кино.

Зал № 6, «Память», является местом поклонения всем жертвам среди мирного населения Беларуси и будет включать в себя названия всех населенных пунктов с количеством человеческих потерь как сожженных и не вошедших в состав мемориального комплекса «Хатынь», так и возрожденных после войны.

Будет и деревянная церковь. Ее воссоздают по инвентарным описям XIX века. Перед храмом построят звонницу. И голос Хатыни будет звучать еще громче.

https://www.sb.by/articles/pamyat-ot-pokoleniya-k-pokoleniyu-prezident.html

Содержание урока целесообразно дополнить актуальными данными с использованием информации СМИ об открытии нового музея в мемориальном комплексе и других мероприятиях, посвященных 80-летию трагедии в Хатыни.

Сегодня мы приоткрыли одну из самых страшных страниц истории Великой Отечественной войны. Мы, живущие, должны помнить, какой ценой завоевано наше счастье, и быть благодарны тем, кто подарил нам мир. В память о погибших давайте склоним головы в минуте молчания. 

МИНУТА МОЛЧАНИЯ. 

Заключительный этап.

Хатынь – не просто мемориал. Хатынь заставляет нас помнить, что самое дорогое на Земле – мир. Он нам нужен как солнце, как воздух.

Каждый из нас должен дать себе клятву: сделать все возможное для того, чтобы никогда и нигде не повторялась трагедия, подобная Хатынской. 

Учащийся читает стихотворение П. Бровки «Не трэба вайны».

Мы дзеці вялікай і мужнай зямлі,

Мы з думай аб міры і шчасці ўзраслі,

Мы хочам зямлю даглядаць, засяваць,

Мы хочам свае гарады будаваць,

Мы хочам, каб кожны ў радасці жыў,

Каб кожны дзяцей гадаваў і вучыў,

Паклонімся і мёртвым, і жывым

Мы клічам на свеце з’яднацца сяброў,

Каб полымя бойкі не ўспыхнула зноў.

Таварыш! Сягоння ў нас думы адны:

Мір нам патрэбен,

Не трэба вайны!

 

Педагог предлагает составить синквейн к слову «Хатынь» (учащиеся зачитывают свои варианты).

 

Учащийся читает строки Н. Гилевича:

Столькі зведаўшы гора, нягод,

Столькі слёз, і крыві, і агню –

Ты, Радзіма, на тысячы год

Заслужыла сабе цішыню. 

Можно предложить написать пожелания для всех людей мира, поместить в конверт пожеланий (зачитываются пожелания, помещают их в конверт).

Приложение

Дополнение к «Хатынскому списку»

Название населенного пункта, района, области

Количество накануне войны

Количество уничтоженных

Дата уничтожения

Дворов

(домов)

Население

Дворов

(домов)

Население

Витебская область

Бабичи

Верхнедвинского

района

11

40

11

300

март 1943 г.

Бобы

Верхнедвинского

района

12

38

12

20

февраль1943 г.

Булы

Верхнедвинского

района

39

135

39

127

февраль194З г.

Демьяново

Верхнедвинского

района

5

24

5

16

февраль 1943 г

Дубники

Верхнедвинского

района

3

12

3

8

февраль1943 г.

Заборовцы

Верхнедвинского

района

12

38

12

20

февраль 1943 г

Затлойщина

Верхнедвинского

района

30

150

30

147

март 1943 г.

Козлово

Верхнедвинского

района

8

28

8

25

февраль1943 г.

Колюты (Колиты)

Верхнедвинского

района

17

83

17

111

февраль 1943 г.

Кузеево

Вехнедвинского

района

12

61

12

100

март 1943 г.

Кураши Саевские

Верхнедвинского

района

2

8

2

30

март 1943 г.

Кураши Тятинские

Верхнедвинского

района

3

19

3

19

март 1943 г.

Машары

Верхнедвинского

района

1

4

1

16

февраль 1943 г.

Новые Морозы

Верхнедвинского

района

11

58

11

55

февраль 1943 г.

Папортново

Верхнедвинского

района

13

59

13

34

февраль 1943 г.

Пучинино

Верхнедвинского

района

6

25

6

16

февраль 1943 г.

Пущевые

Верхнедвинского

района

20

93

20

48

февраль 1943 г.

Синицы

Верхнедвинского

района

10

35

10

30

февраль 1943 г.

Синичино

Верхнедвинского

района

19

92

19

41

февраль 1943 г.

Смоловки

Верхнедвинского

района

3

10

3

50

декабрь 1943 г.

Тятно

Верхнедвинского

района

5

38

5

18

март 1943 г.

Волчки

Витебского района

4

12

4

43

февраль 1943 г.

Вязовец

Шарковщинского

района

7

44

7

44

ноябрь 1942 г.

Пазово

Шарковщинского

района

2

9

2

9

ноябрь 1942 г.

Степаниха

Шарковщинского

района

3

18

3

18

ноябрь 1942 г.

Сухоборец

Шарковщинского района

3

29

3

29

ноябрь 1942 г.

 

 

Гродненская область

 

Михалец

Свислочского района

2

6

2

2

начало 1942 г.

Минская область

 

Кобылье

Болото Слуцкого района

2

6

2

5

23 февраля 1943 г.

Сухой Остров

Смолевичского района

6

39

6

50

апрель 1943 г.

Ямное

Солигорского района

16

92

16

92

февраль 1943 г.

[1] Электронная база данных «Белорусские деревни, сожженные в годы ВОВ» (http://db.narb.by/).

 

свернуть

Примерный план-конспект единого урока для III ступени общего среднего образования «О чем звонят колокола Хатыни?», посвященного 80-й годовщине трагедии в Хатыни

Целевая установка: способствовать расширению и углублению знаний учащихся о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, о трагедии Хатыни; воспитывать ответственность за будущее своей Родины. Задача учителя – не оставить детские души безучастными к произошедшей трагедии, донести до каждого учащегося, в какой жестокой и страшной войне одержал победу наш народ.

 Ход урока

Вводный этап.

Великая Отечественная война стала для белорусов временем непреходящей скорби. Многие наши земляки пали в боях, погибли в концлагерях, сгорели в огне. Многие из них так и не успели создать семьи, не узнали счастья отцовства, материнства. И именно потому память о них и благодарность им всегда должны жить в сердце у нас, их потомков, живущих под мирным небом, строящих современную Беларусь и с оптимизмом смотрящих в завтрашний день.

Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко убежден, что белорусы сумеют отстоять правду о войне: «И пока в странах, которые Советская армия освобождала от фашизма, рушат могилы наших дедов и прадедов – здесь, на белорусской земле, мы будем строить новую Беларусь. Поднимать архивы и восстанавливать историю каждого воина, каждой невинной мирной жертвы. Это очень болезненные для нас воспоминания. До сих пор они были нашей тихой скорбной памятью. Теперь станут набатом… чтобы весь мир понял, что будет с этим миром, если современный нацизм перерастет в фашизм» (из выступления Главы государства на торжественном собрании ко Дню Независимости Беларуси 2 июля 2022 г.).

Реализация в суверенной Беларуси государственной политики в сфере увековечения памяти о погибших при защите Отечества и сохранения памяти о жертвах войн является одним из важнейших направлений обеспечения национальной безопасности страны. По сути, это – стратегия самосохранения, инструмент противодействия историческому и политическому хаосу.

Трагедия Хатыни – один из тысяч фактов, свидетельствующих о целенаправленной политике геноцида по отношению к населению Беларуси, которую осуществляли нацисты во время Великой Отечественной войны на протяжении всего периода оккупации.

 Основной этап.

Звучит песня «Хатынь» (музыка: И. Лученок, слова: Г. Петренко)

Кто из вас был на экскурсии в Хатыни? Поделитесь своими впечатлениями.

Хатынь – неутихающая боль в сердце белорусов.

До рокового дня 1943 года Хатынь была обычной мирной белорусской деревней, насчитывающей 26 дворов. Утром 22 марта Хатынь окружили отряды карателей, которые состояли из эсэсовцев и полицаев. Они согнали в амбар стариков, женщин, детей, заперли и подожгли. В огне погибли 149 человек, в том числе 75 детей.

Достоверно известно, что единственным взрослым, чудом выжившим в трагедии, был Иосиф Каминский.

 

Далее предлагается познакомиться с рассказом Иосифа Каминского о Хатынской трагедии

Справочно. Из воспоминаний И. Каминского: «… И меня повели в тот сарай… Дочка, сын и жена – там. И людей столько нагнали, что руку не поднимешь… Подожгли сверху, горит крыша, огонь на людей сыплется, давятся эти люди, так сдавили, что и дышать уже нет возможности… Тут двери распахнулись, а люди не выходят. Что такое? А там стреляют, говорят. Но крик такой, что выстрела того и не слышно… Я сыну говорю: «Через головы, через головы надо!». Подсадил его. А сам по низу, по ногам… Только до порога дополз, а крыша и обвалилась, огонь на всех… Сын выскочил тоже. Отбежал метров пять – его и положили. На нем люди побиты – из пулемета все… «Вставай, они поехали уже!», – говорю. Стал его вытаскивать, аж у него и кишки уже… Спросил еще только, живая ли мама… Не дай бог никому, кто на земле живет, чтоб не видели и не слышали горя такого…».

Хатынь стала символом трагедии белорусского народа. В 1969 году в память обо всех погибших белорусах на месте бывшей деревни был открыт мемориальный комплекс «Хатынь» – трагическое напоминание об ужасах войны. Это одно из наиболее почитаемых мест в Беларуси.

Звонят колокола Хатыни.… И плывет этот тревожный звон над тихими березовыми рощами и сосновыми борами, над солнечными полями и синими озерами…. Он напоминает людям о том, что никогда не должно повториться. Трагедия Хатыни…. О ней теперь знает весь мир. Таких деревень, как Хатынь, много в Беларуси.

Решение об увековечивании сожженных деревень было принято ЦК КПБ в январе 1966 г. В 1967 году коллектив архитекторов (Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин и скульптор С. Селиханов) приступил к созданию мемориального комплекса.

На месте сожженной деревни 5 июля 1969 г. был открыт Государственный мемориальный комплекс «Хатынь». Церемония открытия началась в г. Минске на площади Победы, откуда факел, зажженный от Вечного огня, был доставлен в «Хатынь».

Далее педагог предлагает ознакомиться с 1-2 видеосюжетами (на выбор): «Шауличи – огненная сестра Хатыни», Мемориал на месте сожженной нацистами деревни Ола – «Застывшая в огне», Мемориальный комплекс в деревне Борки «Памяти сожженных деревень Могилевской области», Мемориальный комплекс «Проклятие фашизму» в Шуневке («Обелиски великого подвига» https://adu.by/ru/394-pedagogam/uchebnyj-modul-velikaya-otechestvennaya-vojna/6228-uchebnyj-modul-velikaya-otechestvennaya-vojna.html).

 Расследование уголовного дела о геноциде белорусского народ.

Страшные преступления тех военных лет никогда не должны быть забыты и никогда не должны повториться.

В период военных действий (1941-1944 гг.) на территории Беларуси разрушено и сожжено 209 городов, в том числе города Минск, Гомель, Витебск, Полоцк, Орша, Борисов, Слуцк; разрушено и сожжено множество сел и деревень.

Так реализовывалась нацистская политика геноцида – тотальное планомерное массовое истребление мирного населения, одним из способов которого являлось уничтожение населенных пунктов вместе с их жителями в ходе карательных операций.

В отношении населения БССР нацистскими военными преступниками их союзниками проводилась целенаправленная политика геноцида. Граждане СССР подверглись всем формам геноцида, определяемым Конвенцией ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 года[1].

Геноциду белорусского народа в годы Великой Отечественной войны должна быть дана системная правовая оценка. В апреле 2021 г. Генеральной прокуратурой Республики Беларусь возбуждено уголовное дело по факту геноцида белорусского народа в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период.

Своеобразным координирующим центром по исследованию и обобщению установленных исторических сведений, касающихся геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, стал Институт истории Национальной академии наук Беларуси.

В ходе расследования уголовного дела по фактам совершения нацистскими преступниками, их соучастниками геноцида мирного населения в годы Великой Отечественной войны Генеральной прокуратурой Республики Беларусь уточнен список деревень, уничтоженных нацистами вместе с жителями и не восстановленных после войны («Хатынский список»), на данный момент их количество увеличилось с 186[2] до 216 деревень.

Учитель предлагает ознакомиться информацией о дополнении «Хатынского списка» (приложение) и найти в нем названия деревень, находившихся в их регионе (Витебская, Гродненская, Минская области).

Страшным подтверждением зверств фашистов являются результаты проведения поисковых работ, в том числе раскопок в местах массового уничтожения населения. В 2022 году при координации Генеральной прокуратурой деятельности 52-го отдельного специализированного поискового батальона проведены полевые поисковые работы в 25 местах захоронений жертв геноцида. В 2023 году запланировано проведение полевых поисковых работ в 35 таких местах.

Справочно. Одно из крупных мест массового уничтожения людей, установленное в ходе расследования уголовного дела о геноциде, обнаружено в урочище Ивановщина Логойского района. Согласно заключению экспертов, в данном месте извлечены останки 1 020 человек, более половины из которых – женщины и дети. Обнаруженные пули и гильзы использовались в огнестрельном оружии, находившемся на вооружении вермахта.

Получены сведения о наличии не менее 7 мест массового захоронения времен Великой Отечественной войны вблизи урочища Уручье под Минском с общим числом погребенных порядка 38 тыс. человек.

 Обращаем внимание, что целесообразно приводить сведения и примеры, соответствующие конкретному региону, территории, населенному пункту.

Расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период продолжается (https://minsk.gov.by/ru/actual/view/209/2023/inf_material_2023_03.shtml).

 Вопросы для обсуждения:

– Для чего необходимо знать и хранить историческую правду о преступлениях нацистов в отношении мирного населения в годы Великой Отечественной войны?

– Если вы слышали о фактах геноцида от своих родственников, расскажите о них.

Государственный мемориальный комплекс «Хатынь».

Педагог предлагает совершить виртуальную экскурсию (https://khatyn.by/ru/component/k2/item/7351-virtualnaya-3d-ekskursiya).

Учащиеся, которые посещали мемориальный комплекс, могут дополнить или прокомментировать визуальный ряд.

Комплекс посвящен увековечиванию памяти жителей всех деревень Беларуси, уничтоженных немецко-фашистскими захватчиками в 1941-1944 гг. Площадь комплекса составляет 50 га, повторяет планировочную структуру бывшей деревни и состоит из ряда мемориальных объектов:

бронзовая скульптура «Непокоренный человек» – композиционный центр комплекса (образ мужчины с мертвым мальчиком на руках создан в память о кузнеце И.И. Каминском и его сыне);

черная плита-крыша – символическая крыша сарая на месте, где были сожжены жители деревни. Рядом находится их «Братская могила». На месте каждого из 26 сожженных домов – памятник-сруб, внутри которого обелиск в виде печной трубы с колоколом. На каждом обелиске – доска с именами сожженных жителей;

«Кладбище деревень» – символическое кладбище сожженных и не восстановленных белорусских деревень, в котором помещены урны с их землей;

«Деревья жизни» со списком деревень Беларуси, уничтоженных вместе с жителями, но возрожденных после войны;

«Стена Скорби» – блок с нишами, в которых находятся мемориальные плиты с названиями наиболее крупных лагерей смерти;

площадь Памяти и Вечный огонь.

Памятник, стоявший на могиле жителей Хатыни до 1964 г.

– Первоначально предполагалось, что на месте трагедии возникнет мемориал только сожженной Хатыни. Как вы думаете, почему этот проект был пересмотрен?

 Увековеченная в мемориале «Хатынь» история одной деревни показывает трагедию всего белорусского народа, оставляя глубокие впечатления у каждого, кто посещает памятное место. Главная идея – напомнить всем о страданиях, выпавших на долю мирных людей, и подчеркнуть ценность сохранения мира.

Государственный мемориальный комплекс «Хатынь» включен в список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Реконструкции государственного учреждения «Государственный мемориальный комплекс «Хатынь» – Всебелорусская молодежная стройка.

Весной 2022 года в мемориальном комплексе начался капитальный ремонт с модернизацией и элементами реставрации. В день Республиканского субботника 16 апреля 2022 г. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко принял участие в работах по благоустройству комплекса.

Все работы проходили в три этапа. Первый этап включал очистку скульптуры «Непокоренный человек», ремонт пьедестала, монумента «Крыша сарая» и мемориала «Венец памяти», благоустройство прилегающей территории. Во время второго этапа были отремонтированы мемориалы «Кладбище деревень» и «Деревья жизни», а также бетонные ограждения захоронений и урны с землей. На третьем этапе проведен ремонт подсветки центральной дорожки и звукового оформления мемориала.

В память о миллионах белорусов, жизнь которых унесла Великая Отечественная война, на территории мемориального комплекса возведено здание нового музея «Кожны трэцi» площадью 1 тыс. м². Открытие музея приурочено к 80-й годовщине трагической гибели жителей Хатыни, уничтоженных немецко-фашистскими захватчиками, и ожидается 22 марта текущего года.

Справочно. Экспозиция размещается в шести залах по круговому движению: «Дерево истории» (о военных походах и войнах на белорусской земле в период с X по XX столетие), «Начало войны», «Оккупация» (раскрывает тему гетто, Холокоста, концлагерей, массовых расстрелов мирного населения), «Сожженные деревни», «Иди и смотри», «Память» (место поклонения всем жертвам среди мирного населения Беларуси; включает названия всех населенных пунктов, как сожженных и не вошедших в состав мемориального комплекса «Хатынь», так и возрожденных после войны). В одном из залов музея размещена скульптура идущей на эшафот юной девушки как олицетворение всех невинно убитых белорусов, символ юности, которая погибла, не успев расцвести. 

В Государственном мемориальном комплексе «Хатынь» центральное место в экспозиции «Художник, который рисует время» занимает большое полотно «Помните! Призыв Хатыни» известного белорусского художника Святослава Федоренко (https://minsknews.by/vystavka-kartin-svyatoslava-fedorenko-otkrylas-v-memorialnom-komplekse-hatyn/)

Учитель предлагает рассмотреть картину Святослава Федоренко «Помните! Призыв Хатыни». 

Вопросы для обсуждения:

– Что запечатлено на полотне картины?

– Как вы думаете, почему в верхнем углу картины художник изобразил улетающую птицу?

Картина «Помните! Призыв Хатыни» – своего рода реквием жертвам, хладнокровно уничтоженным немецко-фашистскими изуверами жителям деревни, название которой известно сегодня всему миру. На полотне запечатлена кульминация трагедии: люди, охваченные ужасом, пытаются выбраться из горящего сарая. В лежащем мужчине угадывается Иосиф Каминский, чудом выживший в этом кошмаре, а как символ надежды – улетающая птица в верхнем углу полотна…

Справочно. С. Федоренко – член Белорусского союза художников, лауреат специального фонда Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов (1999), живет и работает в Минске. Награжден медалью Белорусского союза художников за заслуги в изобразительном искусстве. Его работы хранятся в коллекциях Национального художественного музея, Музея современного изобразительного искусства, фонда Белорусского союза художников, областных художественных музеев страны, а также в частных коллекциях России, Великобритании, Нидерландов, Швейцарии, Германии, Италии, США. С одинаковым успехом работает в жанрах тематической композиции, портрета, пейзажа в классической манере.

На территории комплекса восстановили деревенскую церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Она – практически точная копия того храма, что стоял здесь в 1794 году и сгорел в конце лета 1943 года. Воссоздать облик святыни помогли сохранившиеся инвентарные описания.

Указом Президента Республики Беларусь № 176 от 13 мая 2022 г. объектам капитального ремонта и реконструкции государственного учреждения «Государственный мемориальный комплекс «Хатынь» был присвоен статус Всебелорусской молодежной стройки.

Справочно. В период с 14 июня по 26 августа 2022 г. на Всебелорусской молодежной стройке «Хатынь» трудились 7 строительных отрядов из всех регионов республики. Лучшим студотрядом стал отряд «Спадчына» им. Героя Советского Союза П.М. Машерова, сформированный на базе УО «Брестский государственный технический университет».

Президент Беларуси А.Г. Лукашенко 23 сентября 2022 г. ознакомился со строительством музея в государственном мемориальном комплексе «Хатынь». «На этом месте была деревня, поэтому и теперь все должно быть просто и душевно», – подчеркнул Глава государства. Белорусский лидер поручил оказывать содействие гражданам, которые хотят внести свой вклад в облагораживание комплекса.

Начиная с 16 апреля 2022 г., в работах по ремонту и реконструкции объектов комплекса «Хатынь» приняли участие почти 2 тыс. человек. 

Содержание урока целесообразно дополнить актуальными данными с использованием информации СМИ об открытии нового музея в мемориальном комплексе и других мероприятиях, посвященных 80-летию трагедии в Хатыни. 

В Беларуси нет места забвению истории. Белорусский народ дал принципиальную оценку злодеяниям гитлеровцев и предателей Родины. Нацистская и фашистская идеологии чужды нашим гражданам.

Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в своем выступлении 24 июня 2022 г. по случаю 100-летия Прокуратуры Республики Беларусь четко заявил: «Собранные доказательства, установленные обстоятельства преступлений нацизма  это адекватный ответ на брошенный нам вызов. Сейчас надо сохранить самое ценное, что есть в нашей стране: мир, спокойствие, стабильность. Приумножить достижения белорусского народа, создать условия для дальнейшего укрепления, развития и процветания Беларуси».

Белорусы – народ-победитель, проявивший жертвенность, всенародное сопротивление нацизму и героической подвиг в годы Великой Отечественной войны.

Долг современников свято хранить память о погибших, чтобы защитить правду о той страшной войне, сберечь и укрепить единство нашей страны.

Сегодня мы приоткрыли одну из самых страшных страниц истории Великой Отечественной войны. Мы, живущие, должны помнить, какой ценой завоевано наше счастье, и быть благодарны тем, кто подарил нам мир. В память о погибших давайте склоним головы в минуте молчания. 

МИНУТА МОЛЧАНИЯ. 

Заключительный этап.

Хатынь – не просто мемориал. Хатынь заставляет нас помнить, что самое дорогое на Земле – мир. Он нам нужен как солнце, как воздух.

Каждый из нас должен дать себе клятву: сделать все возможное для того, чтобы никогда и нигде не повторялась трагедия, подобная Хатынской.

Педагог предлагает прослушать песню «Молитва» на слова Янки Купалы в исполнении ансамбля «Песняры».

– Как молодое поколение может содействовать сохранению памяти о погибших в годы Великой Отечественной войны и мира на нашей Земле?

– Насколько актуальна в этой связи тема сегодняшнего урока?

– Как вы думаете, для чего необходимо сохранять память как о героическом, так и о трагическом прошлом?

– Как вы думаете, благодаря чему советский народ одержал Победу в Великой Отечественной войне? 

Приложение

Дополнение к «Хатынскому списку»

Название населенного пункта, района, области

Количество накануне войны

Количество уничтоженных

Дата уничтожения

Дворов

(домов)

Население

Дворов

(домов)

Население

Витебская область

Бабичи

Верхнедвинского

района

11

40

11

300

март 1943 г.

Бобы

Верхнедвинского

района

12

38

12

20

февраль1943 г.

Булы

Верхнедвинского

района

39

135

39

127

февраль194З г.

Демьяново

Верхнедвинского

района

5

24

5

16

февраль 1943 г

Дубники

Верхнедвинского

района

3

12

3

8

февраль1943 г.

Заборовцы

Верхнедвинского

района

12

38

12

20

февраль 1943 г

Затлойщина

Верхнедвинского

района

30

150

30

147

март 1943 г.

Козлово

Верхнедвинского

района

8

28

8

25

февраль1943 г.

Колюты (Колиты)

Верхнедвинского

района

17

83

17

111

февраль 1943 г.

Кузеево

Вехнедвинского

района

12

61

12

100

март 1943 г.

Кураши Саевские

Верхнедвинского

района

2

8

2

30

март 1943 г.

Кураши Тятинские

Верхнедвинского

района

3

19

3

19

март 1943 г.

Машары

Верхнедвинского

района

1

4

1

16

февраль 1943 г.

Новые Морозы

Верхнедвинского

района

11

58

11

55

февраль 1943 г.

Папортново

Верхнедвинского

района

13

59

13

34

февраль 1943 г.

Пучинино

Верхнедвинского

района

6

25

6

16

февраль 1943 г.

Пущевые

Верхнедвинского

района

20

93

20

48

февраль 1943 г.

Синицы

Верхнедвинского

района

10

35

10

30

февраль 1943 г.

Синичино

Верхнедвинского

района

19

92

19

41

февраль 1943 г.

Смоловки

Верхнедвинского

района

3

10

3

50

декабрь 1943 г.

Тятно

Верхнедвинского

района

5

38

5

18

март 1943 г.

Волчки

Витебского района

4

12

4

43

февраль 1943 г.

Вязовец

Шарковщинского

района

7

44

7

44

ноябрь 1942 г.

Пазово

Шарковщинского

района

2

9

2

9

ноябрь 1942 г.

Степаниха

Шарковщинского

района

3

18

3

18

ноябрь 1942 г.

Сухоборец

Шарковщинского района

3

29

3

29

ноябрь 1942 г.

 

 

Гродненская область

 

Михалец

Свислочского района

2

6

2

2

начало 1942 г.

Минская область

 

Кобылье

Болото Слуцкого района

2

6

2

5

23 февраля 1943 г.

Сухой Остров

Смолевичского района

6

39

6

50

апрель 1943 г.

Ямное

Солигорского района

16

92

16

92

февраль 1943 г.

 

 

[1] Актуальные сведения о ходе расследования уголовного дела по фактам совершения нацистскими преступниками, их соучастниками геноцида мирного населения в годы Великой Отечественной войны (https://prokuratura.gov.by/ru/activity/rassledovanie-ugolovnogo-dela-o-genotside/aktualnye-svedeniya-o-khode-rassledovaniya-ugolovnogo-dela/).

[2] Электронная база данных «Белорусские деревни, сожженные в годы ВОВ» (http://db.narb.by/).

свернуть

Примерный план-конспект единого урока, посвященного Дню народного единства, для I ступени общего среднего образования (с методическим комментарием)

Целевая установка:

создание условий для понимания детьми своей принадлежности к белорусскому народу;

развитие познавательного интереса к истории своей страны, родного города (деревни);

воспитание чувства любви и уважения к Отечеству, гордости за родной край.

Оборудование: запись Государственного гимна Республики Беларусь (https://adu.by/ru/ Дзяржаўны гімн Рэспублікі Беларусь. Праслухаць Дзяржаўны гімн); учебное издание «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р.Лукашэнкі першакласніку», музыкальный материал: «Мой родны кут» (муз. И.Лученка, сл. Я.Коласа), «Радзіма мая дарагая...» (муз. В.Оловникова, сл. А.Бачило).

Ход занятия

  1. Вводная часть. (Звучит музыкальное произведение про Беларусь.)

Вступительное слово учителя.

Вы – жители красивой и замечательной страны – Республики Беларусь. Это земля, на которой вы родились, где вы учитесь и будете работать. Земля, где живут ваши родители, дедушки, бабушки и все мы.

Перед вами лежит необычная книга. Ее подарил всем первоклассникам Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. У нашего Президента очень много важных дел, но он всегда помнит о вас и обращается к вам с напутственными словами. (Зачитывается обращение Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко «Мой юны сябра!», с. 3).

На фоне песни «Мой родны кут» учитель рассказывает:

Эта книга позволит вам расширить и углубить знания об истории нашего Отечества. Вы узнаете, чем славится наша Родина, какие усилия прилагает белорусский народ для того, чтобы Беларусь процветала, жила в мире и согласии с другими государствами.

Учитель организует работу с материалами раздела «Мы, народ Рэспублікі Беларусь …» (учебное издание «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р.Лукашэнкі першакласніку», с. 4-5).

Как вы понимаете выражение: «Беларусь – это МЫ»?

Подготовленные учащиеся читают стихотворения о Беларуси.

Твар румяненькі,

белая хустачка.

Я ўжо ведаю,

я – беларусачка!

І хачу так,

як тата і мама,

родны край свой любіць

я таксама.

                                          Алесь Бадак

 

Я – беларус маленькі

з блакітнымі вачыма.

Хачу і я,

каб лепей жыла мая Радзіма.

                                          Мікола Маляўка

 

  1. Основная часть.

Учитель может организовать работу, используя материал раздела «Нашы святы» из учебного издания «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р.Лукашэнкі першакласніку».

Что такое праздник? (Высказывания учащихся)

Учитель предлагает обратиться к толковому словарю С.И.Ожегова. (Праздник – день торжества, установленный в честь или в память кого-чего-нибудь, какого-то события.)

Какие праздники вы любите больше всего? Почему?

Каждый из праздников связан с какой-то традицией, обычаем, событием истории, памятной датой.

У вас на партах карточки с названиями праздников и их датами. (Учитель заранее готовит карточки).

Группам учащихся предлагается выполнить задание: соотнести даты праздников с их названиями. (Учащиеся, посоветовавшись в группах, называют по очереди дату и соответствующее ей название.)

 

3 июля

 

День Независимости Республики Беларусь

15 марта

День Конституции

23 февраля

 

День защитника Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь

9 Мая

День Победы

1 Мая

Праздник труда

1 января

Новый год

1 сентября

День знаний

Учитель сообщает, что сегодня разговор пойдет об одном очень важном государственном празднике, который наша страна начала отмечать с сентября 2021 года.

Знаете ли вы, как называется праздник 17 сентября?

Чтобы вы догадались, о каком названии идет речь, необходимо выполнить задание, в котором надо расшифровать слова.

Задание:

Первое слово – это часть суток. (Ответ: день)

Второе слово нужно составить, выбрав заглавные буквы

арНмсАРдОлдДсуНоеОяГмО (Ответ: народного)

Третье слово получится, если расшифруем формулу: 1 - ица + ствол - ол + а (Ответ: единства)

На доске появляется название праздника: День народного единства.

Что же это за праздник – День народного единства?

Этот праздник был учрежден в нашей стране в 2021 году и будет отмечаться ежегодно 17 сентября как день воссоединения Западной и Восточной Беларуси. Именно 17 сентября 1939 года стало началом воссоединения Западной и Восточной Беларуси, которая была разделена в 1921 году по условиям Рижского мирного договора. Восстановленное в 1939 году единство территории страны, семей, белорусского народа в целом позволило Беларуси вместе со всем советским народом выстоять в годы Великой Отечественной войны, занять почетное место в международном сообществе, стать одним из соучредителей Организации Объединенных Наций.

Как вы понимаете, что это такое – единство? (Высказывания учащихся)

Учитель читает рассказ Льва Толстого «Отец и сыновья».

«Отец приказал сыновьям, чтобы жили они в согласии: они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!»

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Сыновья легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит...

А как вы думаете, что сказал отец? (Учащиеся предполагают, что он сказал. Учитель дочитывает рассказ.)

«Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит».

Если наш народ объединится, то его никто не победит. Так действовал наш народ, когда беда подступала к родной земле.

Учитель может организовать беседу, используя материал раздела «Заўсёды ў памяці народнай» из учебного издания «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р.Лукашэнкі першакласніку».

Что помогло победить врага? (Единение народа.)

Учитель предлагает учащимся составить цветок единства (на партах лепестки от цветка василька, на которых написаны слова: согласие, объединение, дружба, надежда, мир, доброта.)

Единство – это объединение всех людей.

Единство – это согласие народа.

Единство – это вера и надежда.

Единство – это мир и дружба.

Единство – это доброта, понимание и прощение. (На доске появляется цветок единства.)

А в какой народной сказке мы встречаемся с проявлением единства и согласия ее героев?

В сказке «Репка» именно благодаря единству и согласию герои оказались способными вытащить из земли огромную репку. В этой сказке заложена народная мудрость: общая цель достигается совместными усилиями.

Учитель сообщает, что в русском языке много пословиц о согласии. Далее учащимся предлагается принять участие в конкурсе «Собери пословицу», который будет способствовать осмыслению ценности народного единства в жизни человека, государства. (Класс делится на три группы.)

  • Задание 1: да, лад, Согласие, клад, дела, для, общего (Согласие да лад – для общего дела клад.)
  • Задание 2: жить, Без, невозможно, согласия (Без согласия невозможно жить.)
  • Задание 3: лад, не, согласия, дело, пойдёт, Без, на (Без согласия дело на лад не пойдёт.)

После составления пословиц, учащимся предлагается объяснить смысл (значение) каждой пословицы.

Учитель подводит итог: если не было единства и согласия, наступала беда. Об этом мудро написал И.А. Крылов в басне «Лебедь, щука и рак».

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело – только мука.

Итак, когда можно добиться успеха в любом деле?

 

III. Подведение итогов.

Возьмитесь за руки, образуйте неразрывную единую цепочку и из этой цепочки образуйте сердце. Оно будет обозначать любовь к вашей Родине.

День народного единства – новый государственный праздник. На празднике всегда звучат пожелания. Давайте встанем в круг, положим ладони на ладони и скажем, какие пожелания вы бы хотели произнести в адрес всех людей Беларуси? (Высказывания учащихся)

Я желаю всем белорусам …

Я желаю, чтобы …

Я желаю жить в …

Сплоченность, единство, солидарность и взаимопонимание белорусов, объединенных историей, традициями, культурой и общим духом уважения и равенства – эти качества всегда были главными для белорусов, такими и должны оставаться. Оставайтесь всегда патриотами нашей Республики Беларусь!

На данном этапе урока для рефлексии учитель может организовать викторину «Достижения Республики Беларусь», используя материал разделов «Зроблена беларусамі» из учебного издания «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р.Лукашэнкі першакласніку».

Также можно запланировать и обсудить с учащимся участие в посадке деревьев у школы, выставках рисунков учащихся «Мирная, светлая, чистая, единая страна – Беларусь», «Моя малая Родина».

 

Данные материалы носят рекомендательный характер. Каждый педагог может использовать их либо непосредственно, либо в качестве конструктора, позволяющего выстроить урок в соответствии с особенностями и традициями класса, школы, региона.

свернуть

Примерный план-конспект единого урока, посвященного Дню народного единства, для II ступени общего среднего образования (с методическим комментарием)

Основная идея урока: показать, как историческое прошлое и традиции объединяют народ.

Целевая установка:

способствовать осознанию учащимися принадлежности к белорусскому народу, объединенному общей историей и традициями;

воспитывать у учащихся гражданственность, патриотизм, формировать национальное самосознание.

 

Основные этапы урока

Вводный этап

Вступительное слово учителя.

17 сентября в нашей стране отмечается государственный праздник – День народного единства. Этот праздник был учрежден 7 июня 2021 года указом Главы государства. Выбор даты для праздника был обусловлен событиями истории нашей Родины. 17 сентября 1939 года стало началом воссоединения Западной и Восточной Беларуси, которая была разделена в 1921 году по условиям Рижского мирного договора.

Учащимся предлагается высказать мнение по следующим вопросам:

- Как вы понимаете значение слова «единство»?

- Как вы думаете, что объединяет и сплачивает народ?

Основной этап

Основной этап урока включает два блока, раскрывающих его основную идею: «В историческом прошлом – единство народа» и «Традиции народа – залог его единства и согласия».

В целях реализации первого блока «В историческом прошлом – единство народа» учитель заранее предлагает учащимся ознакомиться с материалами интернет-портала president.gov.by, раздел «История Беларуси» (https://president.gov.by/ru/president/detjam/history), где в доступной форме для учащихся данного возраста излагается история нашей страны.

Справочно. Первой известной датой в истории нашей страны является 862 год – год упоминания Полоцка и Полоцкого княжества, являвшегося первым государственным образованием на территории нашей Родины. Немного позднее, под 980 годом, летописи указывают Туровское княжество. Полоцкое и Туровское княжества  первые государственные образования на территории нашей Родины.

Образование государств дало толчок развитию культуры, письменности, религии. В это время белорусы принимают христианство. Его распространение на территории Беларуси связано с деятельностью Евфросинии Полоцкой.

В XIII веке наши предки объединились с балтами в государство – Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское (ВКЛ). Это была мощная держава, включавшая в себя земли современных Беларуси, Литвы, Киевской, Черниговской и Волынской областей Украины и запада России от Балтики до Черного моря.

В 1569 году Великое Княжество Литовское и Королевство Польское объединились в Речь Посполитую. Однако постоянные войны и внутренние противоречия ослабили Речь Посполитую, и она в конце XVIII века была разделена между другими странами. Белорусские земли вошли в состав Российской империи.

На протяжении XIX-начала XX веков территория Беларуси не раз становилась ареной вооруженных конфликтов: вторжение армии Наполеона (1812), Первая мировая война (1914-1918).

После Октябрьской революции 1917 года установилась советская власть. 1 января 1919 г. – провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика, что положило начало самостоятельности белорусского народа. В 1922 году БССР вошла в состав Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

После русско-польской войны (1919–1921) был подписан Рижский мирный договор, по которому западные территории Беларуси отошли к Польше и находились в ее составе до осени 1939 года.

Самым трагичным периодом истории для белорусского народа стала Великая Отечественная война, начавшаяся 22 июня 1941 года. Почти три года Беларусь находилась в оккупации и была освобождена только в июле 1944 года.

В послевоенное время все силы белорусского народа были направлены на восстановление страны, возрождение городов и деревень. Благодаря общему труду и энтузиазму белорусов наша страна стала развитым промышленным центром Советского Союза.

В 1991 году Советский Союз распался, Республика Беларусь объявила себя независимым, самостоятельным государством. 19 сентября 1991 г. – принято название государства – Республика Беларусь.

15 марта 1994 года был принят Основной Закон нашей страны – Конституция Республики Беларусь, регулирующая все сферы жизни белорусского общества.

Сегодня наша страна является европейским государством с развитой экономикой, промышленностью и образованием.

 

Сегодня невозможно представить современную политическую карту мира без Беларуси. Наша страна – родной дом для более 9 млн. граждан, фундамент которого создавался многими поколениями белорусов. Нас всегда связывало стремление быть хозяевами на своей земле, жить своим умом, не подчиняясь указке извне.

Далее учитель обращается к учащимся.

Ребята, вы заранее ознакомились с основными событиями истории нашей страны. Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

- Какие события из истории нашей страны способствовали объединению белорусского народа? Аргументируйте свое мнение (первые государственные образование на территории Беларуси, события 17 сентября 1939 года, ставшие  началом воссоединения Западной и Восточной Беларуси).

- Великую Отечественную войну называют ярким примером народного единения. Как вы думаете, почему?

В рамках второго блока «Традиции народа – залог его единства и согласия» учитель акцентирует внимание учащихся на следующем:

Сознавая общую ответственность за судьбу Родины, наши предки все делали сообща. Именно поэтому в Полоцке избрание князя, заключение договоров с другими городами, вопросы мира и войны решались горожанами на вече. Идеи народного вече и народовластия, прообраз которых зародился в княжествах Киевской Руси, продолжили свою жизнь во Всебелорусских съездах, советах и в наши дни трансформировались во Всебелорусское народное собрание.

Соблюдение обрядов, следование народным традициям, совместные праздники – важное средство объединения людей. Каждая нация гордится своим духовным и культурным наследием, которые воспитывают и формируют национальную самобытность и национальное самосознание. Традиции включают все самое ценное и важное из привычек и обычаев народа, практического опыта предков, того, что нужно передать будущим поколениям. Есть традиции прошлого и современные традиции. Например, толока – или по-другому коллективная работа, добровольная и бескорыстная – одна из самых древних традиций. Именно толокой предыдущие поколения строили дома, собирали урожай и заготавливали дрова на холодное время года. Весной и осенью вместе выходили на полевые работы. Ну, а после завершения работы устраивали праздник.

Белорусский народ продолжает писать свою историю. Новый праздник, День народного единства, еще не имеет устоявшихся традиций. Но начало уже положено. Одной из площадей Могилева присвоили имя – площадь Единства. На площади возведена скульптура из мансуровского гранита. Автор проекта – мастер Александр Миньков. Венчает памятный знак василек, по бокам от него размещается белорусский орнамент, такой же, как на Государственном флаге. Каждый элемент здесь символичен: василек обозначает святость, чистоту, честь, нежность и доброту, олицетворяет простоту и красоту одновременно. Орнамент – символ древней культуры белорусского народа, его духовного богатства. Содержание орнамента повествует о хлебе, урожае и продолжении рода, прославляет трудолюбие и мастерство – первооснову счастливой доли человека.  https://mogilev-region.gov.by/news/v-mogileve-prazdnuyut-den-narodnogo-edinstva-na-ploshchadi-edinstva-otkryli-pamyatnyy-znak

Далее учитель предлагает учащимся разделиться на 4 группы, разработать и нарисовать свой символ праздника Дня народного единства, предложить традиции его празднования.

В завершении данного этапа урока учащиеся демонстрируют свои работы.

Заключительный этап

Уроки прошлого, богатый опыт наших предков показывают, что только объединившись можно построить дом, собрать урожай, защитить от врага свою страну. Сообща мы сможем внести свой вклад в развитие нашей Родины.

Вопросы для обсуждения:

- Почему важно сохранять традиции, заложенные нашими предками? Поясните вашу точку зрения.

- Какие праздники, на ваш взгляд, отражают единство нашего народа? Почему?

На данном этапе урока для рефлексии учитель может организовать викторину «Достижения Республики Беларусь», используя материалы проекта «Традиции суверенной Беларуси» (https://tradicii.belta.by/).

Также можно предложить учащимся после урока начать создание на страничке класса в соцсетях раздела «Традиции, которые нас объединяют». Данный творческий проект может быть реализован в течении всего учебного года.

 

Мероприятия в честь Дня народного единства состоятся также 17 сентября 2022 года в рамках шестого школьного дня. Предлагаем включить в тематические планы следующие мероприятия: выставка плакатов и рисунков «Беларусь единая»; посадка деревьев «Аллея народного единства»; интерактивная игра «Мы – будущее процветающей Беларуси»; круглый стол «Мы – этой земли продолжение»; молодежная акция «Беларусь у маім сэрцы»; исторический квиз «Пока мы помним прошлое – у нас есть будущее»; час патриотизма «Мы – едины. Мы – сердце великой страны», мероприятия на базе школьных музеев (музейных комнат) и другие.

 

Данные материалы носят рекомендательный характер. Каждый педагог может использовать их либо непосредственно, либо в качестве конструктора, позволяющего выстроить урок в соответствии с особенностями и традициями класса, школы, региона.

свернуть

Примерный план-конспект единого урока, посвященного Дню народного единства, для III ступени общего среднего образования (с методическим комментарием)

Целевая установка урока: формировать у учащихся осознанное уважительное отношение к государственному празднику «День народного единства», активную жизненную позицию, способствовать осознанию учащимися принадлежности к белорусскому народу, объединенному общей историей и традициями; воспитывать у учащихся гражданственность, патриотизм, формировать национальное самосознание.

 

Основные этапы урока

  1. Вводный этап

Вступительное слово учителя.

В 2021 году в календаре Республики Беларусь появился новый государственный праздник, который отмечают 17 сентября – День народного единства. Дата неслучайная: 17 сентября 1939 года началось воссоединение Западной и Восточной Беларуси. Этот день стал актом исторической справедливости в отношении белорусского народа, разделенного против его воли в 1921 году по условиям Рижского мирного договора. Восстановленное единство позволило Беларуси выстоять в Великой Отечественной войне, стать одним из соучредителей ООН.

Вопросы для обсуждения:

Во время открытого урока «Историческая память – дорога в будущее» Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко задал вопрос: «Что помогало нашим предкам выжить в этой сложнейшей геополитической ситуации?». Как бы вы ответили на этот вопрос?

В развитие разговора рекомендуется посмотреть фрагмент документального фильма «Рубеж. Объединение». Выступление Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко (https://www.tvr.by/videogallery/khronikalno-dokumentalnye/rubezh/razedinenie/, 1:24-2:23).

Как вы считаете, в чем состоит суть народного единства?

Беларусь всегда славилась традициями, добрыми, уважительными отношениями между людьми разных национальностей и вероисповеданий. Как вы понимаете слова Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко: «Патриотизм, народные ценности и нравственные идеалы, подлинная сплоченность общества, основанные на общем прочтении исторических христианских традиций и видении будущего – это основополагающие концепты народного единства»?

  1. Основной этап урока

Новый праздник – повод задуматься о значении памяти и собственной истории, о том, что замалчивание ее страниц не проходит бесследно. Воссоединение белорусского народа в 1939 году стало важнейшим событием в его судьбе. Вспоминая события прошлого, мы должны понимать, что наши действия должны быть направлены на предупреждение общественных конфликтов, социальной и политической вражды, потери государственного суверенитета. Нам нужно научиться слушать и слышать друг друга, уважать разные мнения, стремиться к согласию. Традиции празднования Дня народного единства только начинают складываться. Важно, чтобы каждый белорус нашел в этом празднике личный смысл.

Вопросы для обсуждения:

Как вы считаете, что может объединить народ?

Назовите страницы истории нашей страны, когда белорусы демонстрировали свое единство.

Белорусская столица отпраздновала 955-й день рождения. Как вы считаете, почему белорусский народ вправе гордиться историей столицы своего независимого государства?

Как в словах Государственного гимна Республики Беларусь отражена значимость единства народа страны в современном мире?

Назовите, в каких населенных пунктах нашей страны появились памятные знаки, посвященные Дню народного единства.

Можно заранее предложить учащимся подготовить информацию о памятных знаках, посвященных Дню народного единства, которые появились в населенных пунктах нашей страны, и представить ее на уроке. Также можно использовать материалы «Інфармацыйна-асветніцкая інтэрактыўная карта «Вуліцы/завулкі/плошчы, названыя ў гонар падзей 17 верасня 1939 года, у населеных пунктах Рэспублікі Беларусь» (https://adu.by/ru/homepage/novosti/prazdniki-i-znamenatelnye-daty/4642-da-dnya-narodnaga-adzinstva.html)

Справочно:

Брест. В городском парке на месте захоронения воинов Красной Армии, погибших при освобождении Западной Беларуси в 1939 году, установлена мемориальная доска.

Гомель. На одном из зданий центрального гомельского проспекта создали масштабный мурал площадью 160 квадратных метров. Авторы проекта – молодые гомельские художники. Главный посыл мурала – «Мы – одно целое».

Могилев. Площади, примыкающей к Могилевскому областному лечебно-диагностическому центру и торговому центру «Атриум», присвоили имя – площадь Единства. На площади возведена скульптура из мансуровского гранита. Автор проекта – мастер Александр Миньков. Венчает памятный знак василек, по бокам от него размещается белорусский орнамент, такой же, как на Государственном флаге Республики Беларусь. Каждый элемент здесь символичен: василек обозначает святость, чистоту, красоту, честь, нежность и доброту, олицетворяет простоту и красоту одновременно. Орнамент – символ древней культуры белорусского народа, его духовного богатства. Содержание орнамента повествует о хлебе, урожае и продолжении рода, прославляет трудолюбие и мастерство – первооснову счастливой доли человека. На памятном знаке размещена табличка: «Памятны знак усталяваны 17 верасня 2021 года ў Год народнага адзінства як сімвал сувязі часоў, пакаленняў і яднання беларускага народа. Васілёк – сімвал Радзімы і прыгажосці, ручнік – чысціні і Бацькаўшчыны, арнамент – дабрабыту і багацця. У гэты дзень у 1939 годзе пачалося ўз’яднанне Заходняй і Усходняй Беларусі».

  1. Заключительный этап.

Сплоченность, солидарность и взаимопонимание белорусов, объединенных историей, традициями, культурой и общим духом уважения и равенства – эти качества всегда были главными для белорусов, такими и должны оставаться.

Сегодня белорусский народ един в выборе стратегического курса на развитие сильной, суверенной и процветающей страны, несмотря на внешние вызовы и угрозы, беспрецедентное давление и гибридную войну, развязанную против нас.

«Нам надо выстоять. Только так мы сможем передать будущим поколениям нашу Беларусь – социальную, высокотехнологичную, экологичную страну с развитыми промышленностью, энергетикой, сельским хозяйством и сильными регионами». Эти слова Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко – мощный посыл для нас, белорусов, которые свое право «людзьмі звацца» добыли потом и кровью и отдавать его никому не намерены.

Вопросы для обсуждения:

Какое значение имеет дата 17 сентября 1939 года для белорусского народа?

Как вы понимаете слова «Люди сильны друг другом»?

В чем значимость государственного праздника Дня народного единства для современной Беларуси?

Вы – наше будущее, поэтому должны чтить и уважать традиции своего народа, любить и оберегать свою страну. Сегодня каждый из вас может написать свою страницу в истории своей страны. Оставайтесь всегда патриотами Республики Беларусь.

На данном этапе урока можно обсудить с обучающимися будущее участие в следующих мероприятиях:

выставке плакатов и рисунков «Беларусь единая»;

посадке деревьев «Аллея народного единства»;

диалоговой площадке «Вместе мы едины»;

интерактивной игре «Мы – будущее процветающей Беларуси»;

интеллектуальном баттле «Единство – в нас»;

круглом столе «Мы – этой земли продолжение»;

молодежной акции «Беларусь у маім сэрцы»;

историческом квизе «Пока мы помним прошлое – у нас есть будущее»;

часе патриотизма «Мы – едины. Мы – сердце великой страны».

 

Мероприятия в честь Дня народного единства состоятся также 17 сентября 2022 года в рамках шестого школьного дня. Можно включить в тематические планы мероприятия, перечисленные выше.

 

Данные материалы носят рекомендательный характер. Каждый педагог может использовать их либо непосредственно, либо в качестве конструктора, позволяющего выстроить урок в соответствии с особенностями и традициями класса, школы, региона.

свернуть