От того, как пройдут школьные годы, во многом зависит, какое здоровье будет у человека на протяжении всей его жизни. Ведь в школе ребенок проводит часть времени именно в те годы, когда происходит формирование организма.
С началом обучения меняется вся жизнь ребенка. Все подчиняется школе, школьным делам и заботам. Большая часть родителей будущих первоклассников оценивает начало обучения в школе как переломный этап в жизни детей. И это действительно так. Новые социальные контакты, отношения со сверстниками и взрослыми вне семьи, иные, чем в семье, обязанности и роли... При этом школа - это еще и большие физические и эмоциональные нагрузки.
С первых же дней школа ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим учебных занятий (с перерывами не «когда хочется», а черездолгих 35-40 минут), и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, трудно сидеть в определенной позе и просто сидеть так долго.
К слову, с началом систематического обучения в школе удельный объем статических нагрузок (а сидение в определенной позе и есть такая нагрузка) значительно возрастает. Для детей, особенно шести-, семилетних, статическая нагрузка является наиболее утомительной. Впрочем, в период полового созревания, когда наблюдается резкий скачок роста, скелет уже дал большой прирост, а мышцы вырасти еще не успели, наблюдается так называемая подростковая астения. Подростку трудно долго выдерживать статическое напряжение, поэтому мы видим, как дети к середине урока начинают горбиться или сидят «развалившись», стоят, «переминаясь с ноги на ногу». Особенно трудно приходится малоподвижным, не занимающимся спортом детям.
Поэтому начало обучения можно оценить как начало больших нагрузок. За большие нагрузки (психологические, интеллектуальные, функциональные и физические) организм ребенка платит порой самой высокой ценой - здоровьем. А мы, взрослые, к сожалению, не всегда видим и понимаем это. Порой родителям не хватает терпения и снисходительности, спокойствия и доброты; часто из добрых побуждений они становятся виновниками школьных стрессов. Почему? Скорее всего потому, что не всегда учитывают сложность и длительность приспособления к школе. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в ней по-настоящему.
Адаптация - довольно сложный и длительный процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам). Физиологическая адаптация связана со значительным напряжением всех систем организма. Именно поэтому вся система обучения и воспитания в школе и дома должна быть построена так, чтобы и учитель, и родители знали и учитывали, какой ценой расплачивается организм ребенка за достигнутые успехи, особенно на первых порах обучения. А главное, чтобы могли сопоставить успехи и их цену.
Первоклассники
Первое сентября в нашей стране — традиционное начало нового учебного года, а для первоклассников и вовсе первый день новой жизни. Конечно, начало школьного обучения даже для тех, кто ходил до этого в детский садик, - волнующий момент. Все по- другому, все не так, как было. Родители переживают: как сложатся отношения с учительницей, с одноклассниками? Справится ли со школьными нагрузками? Сумеет ли сам, без помощи взрослых, выполнять домашние задания? Что будет делать после школы, в свободное время? Даже в традиционном обращении учителей к первоклассникам всегда звучит фраза: «С сегодняшнего дня вы не просто мальчики и девочки, вы — ученики». Так что каждый, поступивший в школу с первого сентября, не просто ребенок, он — школьник, ученик, человек, у которого есть определенные обязанности, положение в обществе, взгляды, мнения. Школа с первых дней ставит перед учеником многие задачи, не связанные непосредственно с его предшествующим опытом, требует мобилизации интеллектуальных, эмоциональных, физических возможностей. А возможности эти индивидуальные, у каждого свои, особенные.
Ко всему надо привыкнуть, приспособиться, адаптироваться. Это сложно и для родителей, и для детей, и для учителей даже с солидным опытом. В чем эти сложности, чем они вызваны? Почему одним детям начало школьной жизни дается относительно легко, а другим приходится очень трудно?
Когда специалисты говорят о проблемах адаптации к школе, они рассматривают разные стороны этого сложного процесса. Педагоги и психологи чаще всего указывают на проблемы социально-психологической адаптации. А физиологи в первую очередь обращают внимание на физиологическую зрелость организма и возможности тех функциональных систем, которые испытывают наибольшие нагрузки, вызванные регулярным обучением. Это и уровень функционального развития организма, и состояние здоровья ребенка, и нагрузки, предъявляемые школой и родителями ученика. Самые обычные виды деятельности школьника требуют заметного напряжения физиологических систем. Например, при чтении вслух обмен веществ возрастает почти наполовину, а во время ответа у доски или контрольной работы пульс учащается на 15-30 ударов, систолическое давление повышается на 15-30 мм рт. ст., изменяются биохимические показатели крови. Конечно, такие реакции со стороны физиологических систем для организма не новость, но раньше они не были регулярными и не сопровождались особыми психологическими переживаниями.
Поэтому сначала, первые две-три недели, организм реагирует очень бурно и значительному напряжению подвергаются практически все его системы. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной «сидячей» позе, или психологическая нагрузка общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем большее напряжение потребуется от каждой системы, тем больше ресурсов израсходует организм. За это организм ребенка платит очень высокую цену — тратит все, что есть, а иногда и «в долг берет». Постепенно, методом проб и ошибок организм находит какие-то рациональные варианты реакций, эта цена снижается, напряжение начинает спадать. Через 5-6 недель наступает период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее приемлемые варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.
Чем менее готов организм ребенка к такому изменению режима жизни и деятельности, тем дольше и труднее проходит приспособление. И хотя считается, что период острой физиологической адаптации организма к учебной нагрузке обычно заканчивается на 5-6-й неделях обучения, для первоклассников весь год можно считать периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма. Однако индивидуальные возможности, способности, особенности вносят свои коррективы. И если возможности детского организма ниже среднего для таких детей уровня, то длительное функциональное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут привести к срыву адаптации и нарушению здоровья. И только ли в том дело, что ребенок стал учиться в школе? Причин здесь немало, и искать их надо и в самом ребенке, и в родителях, и в учителях. Часть ответов на вопрос «почему?» лежит в сфере физиологии и зависит прежде всего от того, достаточно ли зрел организм ребенка, чтобы начать регулярное обучение. Нормальным для начала обучения в школе сегодня считается календарный возраст 6,5 года. С одной стороны, порой родители спешат, полагая, что чем раньше начнет учиться ребенок, тем больше у него перспектив в жизни. С другой стороны, и это главное, ровесники могут существенно различаться по темпам своего биологического развития в зависимости от климатогеографической зоны проживания и их самих, и многих поколений предков, что закреплено в их генотипе, а также ряда социальных и экономических условий. Расхождение биологического и паспортного возраста может составлять в этот период от 0,5 до 1,5 года.
Исследования последних лет показывают, что перед поступлением в школу у многих детей имеются признаки незрелости функциональных систем, которые важны для успешного обучения:
- 40-60% детей имеют несформированность механизмов регуляции деятельности;
- до 60% детей - несформированность или нарушения речевого развития;
- до 30-35% детей — несформированность мелкой моторики и графических умений;
- до 50% детей - несформированность зрительного и зрительно-пространственного восприятия;
- более 70% детей имеют те или иные нарушения физического здоровья и более 20% - пограничные нарушения психического здоровья.
У трети «не готовых» детей уже в начале года отмечаются неудовлетворительная реакция на нагрузку сердечно-сосудистой системы, потеря массы тела; они много болеют, пропускают уроки, а значит, еще больше отстают. Очень важен вопрос о времени наступления школьной зрелости и связи его с периодами индивидуального развития. Есть немало тестов, с помощью которых оценивается наличие определенных характеристик, свидетельствующих об умственных и физических возможностях ребенка обучаться в условиях современной школы. В качестве одного из основных показателей физического развития часто используется так называемый «филиппинский тест» (оценка способности ребенка достать через голову правой рукой левое ухо). Этот простейший тест основан на том, что школьная зрелость наступает, как правило, одновременно с «полуростовым скачком» - резким увеличением интенсивности роста длины конечностей (в первую очередь рук). Легко видимый «на глаз» полуростовый скачок указывает, что в организме происходят сопровождающие его преобразования вегетативной регуляции, созревание высших корковых функций мозга, формирование индивидуально-типологических свойств организма и личности.
Дело в том, что в возрасте 5-7 лет происходят глубокие изменения, во многом меняющие физиологические возможности растущего организма. Исследования ученых показали, что эти изменения касаются прежде всего наиболее глубоких, базисных характеристик, связанных с энергетикой различных тканей организма и со значительными изменениями интенсивности окислительного метаболизма. Например, уровень обмена веществ в покое до ростового скачка составляет 1,81 ккал/кг в час. Такое значение намного превышает расчетную величину, которую должен иметь взрослый организм с такой же массой тела (1,36 ккал/кг в час). Изменение этого и других физиологических показателей свидетельствует, что у ребенка возрастают возможности относительно длительной физической деятельности, а в этом и состоит основная суть наступления школьной зрелости. Положение становится еще более ясным, если учесть, что нервные клетки теперь также получают более «эффективное топливо» для работы мозга, что создает усиление возможности устойчивой умственной деятельности - механизмов, обеспечивающих активное внимание, столь необходимое для успешной учебы в школе.
К 6-7 годам мозговые процессы, обеспечивающие зрительное восприятие, приобретают значительную индивидуальность за счет начавшегося накопления индивидуального опыта. Узнавание объектов осуществляется уже на основе выделения какого-либо сложного признака, оно требует времени и зависит от количества различаемых изображений. Механизмы распознавания связаны с вырабатываемыми в ходе индивидуального опыта внутренними эталонами. За счет тренировки время распознавания сокращается и перестает зависеть от количества стимулов в наборе (например, сложности картинки). На протяжении дошкольного возраста возможности ознакомления ребенка с внешним миром значительно расширяются, поскольку физиологические механизмы, лежащие в основе информационных процессов, выходят на качественно иной уровень развития.
С формированием функции восприятия окружающего мира тесно связано и развитие внимания. У четырехлетних детей внимание привлекает прежде всего все новое, что вызывает интерес и выражается в бесконечных «почему?». В момент первого наблюдения чего-то интересного, как и во время рисования, эмоционального общения с родителями и т.п., клетки мозга работают ритмично (так называемый «тетаритм»), а ребенок испытывает ощущение радости, удовольствия. Удовольствие является важным фактором развития психической жизни и деятельности ребенка, оказывая стимулирующий эффект, который организм стремится максимизировать. То есть удовольствие от познания становится для ребенка в этом возрасте мощнейшим стимулом нового познания. Если система восприятия еще не созрела, ребенку трудно распознавать сложные изображения, не имеющие аналогов в его индивидуальном опыте. При показе незнакомых абстрактных объектов дети ограничиваются их беглым осмотром и общим впечатлением. В более старшем возрасте к предпочтению новизны добавляется и стремление к разнообразию. Созревание мозга обеспечивает возможность интересоваться более сложными признаками, а это, в свою очередь, помогает более глубокому и полному описанию и опознанию. Благодаря развитию мозга в этот период быстро нарастает и объем внимания. Обычно 6-летний ребенок уже способен оперировать большим набором признаков и более глубоко воспринимать разнообразные предметы. Создаются условия для формирования новой системы анализа информации, расширяется сфера внимания. Внимание может быть направлено не только на стимулы, обладающие непосредственной привлекательностью, но и на более абстрактные, отвлеченные характеристики среды, ее информационный компонент. Мир ребенка становится неизмеримо сложнее, его индивидуальный опыт позволяет вырабатывать новые эталоны, которые потребуются для анализа совершенно новых, абстрактных стимулов. Вот теперь ребенок уже готов учиться всерьез. В старшем дошкольном возрасте у детей появляется и постепенно развивается еще одна школьнозначимая возможность - произвольная регуляция деятельности по внешней инструкции (например, по заданию учителя). 3-4-летние дети, даже правильно повторяя инструкцию, еще не могут организовать свою деятельность в соответствии с ней. Начиная с 4-5-летнего возраста отмечается улучшение способности к организации деятельности, но в полной мере рациональные стратегии деятельности вырабатываются лишь в период от 7 до 9 лет.
Однако правильно выполненные тесты «школьной зрелости» - необходимое, но еще недостаточное условие отсутствия проблем у первоклассников. Легче переносят период поступления в школу и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным уровнем функционирования всех систем организма и гармоничным физическим развитием. Судить о благополучной адаптации детей к школе можно по характеру изменения работоспособности и ее улучшению на протяжении первых месяцев обучения, отсутствию выраженных неблагоприятных изменений показателей состояния здоровья и хорошему усвоению программного материала, а также адекватному поведению, установлению контактов с учащимися, учителем, овладению навыками учебной деятельности.
Тяжелее всех адаптируются те дети, у которых неблагоприятно протекал период новорожденности, перенесшие черепно-мозговые травмы, часто болеющие, страдающие различными хроническими заболеваниями и особенно имеющие расстройства нервно- психической сферы.
За внешним «плохим» поведением ребенка могут стоять самые разные причины. Так могут вести себя дети, нуждающиеся в специальном лечении, имеющие нарушения психоневрологической сферы, но это могут быть и не готовые к обучению, например, выросшие в неблагополучных семейных условиях. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Дети становятся «отверженными». Но это порождает и реакцию протеста: они задираются на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке, стараясь хотя бы таким образом обратить на себя внимание. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения и не попытаться скорректировать затруднения, то итогом может оказаться срыв адаптации, неблагоприятно отражающийся на состоянии здоровья, а тогда стойкое нарушение эмоционального состояния может перейти в нервно-психическую патологию. Кроме того, плохое поведение - это еще и сигнал тревоги, который могут подавать просто «перегруженные» дети, не справляющиеся с дополнительными нагрузками. Это важный признак, требующий внимания родителей и педагогов. Одним из главных условий, на которые нужно обращать внимание, является соответствие режима учебных занятий, методов преподавания, содержания и насыщенности учебных программ, условий внешней среды возрастным возможностям школьников.
Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытанием для родителей. Начало обучения сразу проявляет все родительские недоработки. Даже при благих намерениях, но в отсутствие психологически грамотного подхода родители могут стать виновниками школьных стрессов у детей. Период адаптации к школе может длиться от 2-3 недель до полугода. Срок зависит от многих факторов: особенностей ребенка, характера его взаимоотношений с окружающими, от уровня сложности образовательной программы, от типа образовательного учреждения, от степени подготовленности ребенка к школьной жизни.
По мнению Марьяны Михайловны Безруких, директора Института возрастной физиологии, который многие годы занимается изучением проблем школьной адаптации, первые две-три недели - это период острой адаптации, причем не только на психологическом уровне, но и на физиологическом. В первые дни учебы ученик испытывает экстренные нагрузки.
Далее следует этап более устойчивой адаптации, он длится до полутора месяцев. К ребенку нужно относиться терпимее в первые месяцы учебы.
- Не нужно записывать детей сразу во все кружки, школы дополнительного образования и спортивные секции, - предостерегает Марьяна Михайловна. - Потерпите с дополнительными занятиями.
Следующий сложный этап - середина декабря.
- К сожалению, в это время в образовательных учреждениях, как правило, идут контрольные работы, а хорошо бы было уже начинать рождественские каникулы.
Еще один сложный месяц - февраль. Слишком сильные нагрузки в этот период нередко приводят даже к обострению заболеваний.
Если ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов — это один из важных признаков благоприятной адаптации. Другой признак - насколько легко ребенок справляется с программой. Не стоит критиковать малыша за медлительность. Лучше поддержите его в трудный момент, и ни в коем случае не сравнивайте с другими детьми. Все дети разные.
Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка, внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать ее, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее?
Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успехе, не дать ему поддаться унынию («У меня ничего не получится!»), иначе бороться с апатией вы будете очень долго. А физическое состояние тесно связано с эмоциями. Повышенная тревожность, страхи, отрицательные эмоции могут вызвать психосоматические заболевания и ослабить иммунитет.
Еще один признак успешной адаптации — это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно «помогают» ребенку, он привыкает к совместному приготовлению уроков и уже не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.
Важный момент. Когда ваш ребенок выполняет задание самостоятельно, он может по два-три часа сидеть в своей комнате над книжками, но задание так и не выполнить. Дело в том, что из этих 2—3 часов полезного действия всего лишь 20—30минут, все остальное время его внимание «зависает» в бездействии. Если вы случайно зайдете в комнату, то можете увидеть, как ребенок смотрит в окно или просто в пространство. В этом случае лучше дать ему погулять, отдохнуть, но не требовать «сидеть, пока все не выполнишь». Важно понимать, что именно в первом классе закладывается отношение к школе и обучению. Поддержка мамы, папы, бабушек и дедушек в этот момент особенно необходима первоклашкам. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условия