Приемы и методы на разных этапах урока по повышению мотивационной сферы учащихся

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В. А.Сухомлинский.

Формирования мотивация учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы.

На протяжении многих лет вопрос мотивации является предметом исследования педагогов, учёных. В настоящее время это проблема весьма актуальна для школы. В связи с обострением социальных проблем, низким уровнем педагогической грамотности родителей, слабой предшкольной подготовкой детей. Эти нарушения у детей остро стоит вопрос о низком уровне сформированности мотивации детей к учебной деятельности .

Особую важность имеет вопрос о мотивации именно на начальной ступени обучения, так как основы для того , чтобы дети умели и имели желания учиться , закладываются в младшем школьном возрасти. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смысла образования . Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. И часто ученики спрашивают: "А зачем учить математику?" Вопрос для них совершенно естественный и простой, но очень трудный для того, кому его задают. Ответ на него должен давать урок.  Мотивы возможного применения знаний в будущем недостаточно сильны в борьбе с каждодневными трудностями обучения. Когда школьники приступают к занятиям математики, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем старше дети, тем к математике интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке.

 Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными?

Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги, учителя.

Проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Актуальна для всех участников учебно - воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.

Основу мотивации составляет потребность в чем-либо. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. Управлять развитием детей в процессе обучения - это значит приводить их к постановке и достижению личных целей, связанных с овладением содержания образования.

К учебным мотивам относятся такие, как

  • собственное развитие в процессе учения;
  • действие вместе с другими и для других;
  • познание нового, неизвестного.
  • понимание необходимости учения для дальнейшей жизни,
  • процесс учения как возможность общения,
  • похвала от значимых лиц
  • учеба как вынужденное поведение;
  • процесс учебы как привычное функционирование;
  • учеба ради лидерства и престижа;
  • стремление оказаться в центре внимания,
  • стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников и др.

 

Задача учителя - организовать процесс обучения таким об­разом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной дея­тельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Школьников необходимо учить самостоятельно ра­ботать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщение, творчески применять зна­ния в новых ситуациях.

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес.

Интерес - мотив, который действует в силу своей осознанной значимости.

Эти мотивы могут оказывать заметное негативное влияние на характер и результаты учебного процесса.

Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предмета. Учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне него? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Многие формы и методы работы хорошо известны учителям. Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи.

Это увлеченное преподавание, новизна учебного материала, историзм, связь знаний с судьбами людей, их открывшимися, показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников; использование новых и нетрадиционных форм обучения, чередования форм и методов обучения, проблемное обучение, эвристическое;  обучение с компьютерной поддержкой, использование интерактивных компьютерных средств; взаимообучение (в парах, микрогруппах), тестирование знаний, умений, показ достижений обучаемых, создание ситуаций успеха, соревнование (с товарищами по классу, самим собой), создание положительного микроклимата в классе, доверие к обучаемому, педагогический такт и мастерство педагога, отношение педагога к своему предмету, к обучаемым и т.д.

Учащиеся охотно занимаются различными замысловатыми проблемами. Поэтому они с удовольствием разгадывают загадки, кроссворды и т.п.

Если внести в урок этот эффект, считайте, что вам уже удастся пробудить у учащихся желание решать те задачи, которые вы перед ними поставили.

Приемы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике:

  • Создание проблемной ситуации.
  • Привлечение учащихся к оценочной деятельности.
  • Необычная форма обучения: урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие, урок-аукцион, ролевая игра, дискуссия, защита проектов.
  • Разнообразные коллективные способы обучения.
  • Привлекательная цель.
  • Лови ошибку.
  • Нарисуй, как понял.
  • Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке.
  • Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.
  • Нетрадиционные формы проведения уроков развивают интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же их творческую самостоятельность, способствуют благоприятному климату, ориентируют учащихся на коммуникацию. Организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к учебному процессу. Применение в обучении нетрадиционных форм уроков одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых. Нетрадиционные уроки реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля, такие уроки проходят в необычной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия, развивающую творческие способности. Cлишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, их необходимо сочетать с другими формами обучения, главное помнить: не форма определяет содержание, а содержание определяет форму урока.
  • Установки и методы обучения, которые способствуют формированию компонента мотивационной сферы учения – эмоций и интереса:
  • - Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач.
  • - Учет возрастных особенностей школьников.
  • - Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.
  • - Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
  • - Нестандартные формы проведения уроков.
  • - Создание ситуации успеха.
  • - Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
  • - Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности.
  • - Эмоциональная речь учителя.
  • - Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий.
  • - Применение поощрения и порицания.
  • - Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним).
  • А теперь о применении отдельных форм работы, которые использую на своих уроках.

Много внимания уделяю проблемному обучению, ведь это — мощнейший способ повысить интерес к предмету: проблемные ситуации способствуют изучению объекта — в одних случаях изучению через самостоятельное открытие, когда учащиеся в значительной степени работают самостоятельно, или через управляемое открытие, когда процессом постижения истины управляет учитель. Вместо объяснения — учитель побуждает учеников наблюдать, выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего учащиеся активно используют интуитивное и аналитическое мышление Групповая работа.

Совместная работа — наиболее полезна для развития социальных мотивов. В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим. Чтобы в совместной деятельности не было “зайцев”, т.е. детей, которые бездельничают, но получают преимущества за счёт работы группы, можно распределить ответственность между ними. Соревнования в повышении мотивации весьма эффективны. Соревнование нужно использовать чрезвычайно осторожно и только между школьниками с равными возможностями. В большинстве случаев более полезны групповые соревнования, в которых группы комплектуются так, чтобы выровнять их возможностями других школьников.

Начиная групповую работу,  нужно убедиться, что у школьников достаточно возможностей, чтобы чувствовать себя причастными к групповым занятиям, активно в них участвовать. После изучения сложного материала попросите ребят проверить себя в усвоении нового, пусть они объяснят тему друг другу. Когда работа особенно захватывающа и интересна, работа в группах очень полезна.

Нетрадиционные уроки – как форма повышения познавательного интереса.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислю наиболее распространенные типы нестандартных уроков, которые практикую:

1.Уроки - деловые игры

2.Уроки - соревнования

3.Уроки типа КВН

4.Компьютерные уроки

5.Уроки с групповыми формами работы

6.Уроки взаимообучение учащихся

7.Уроки - аукционы

8.Уроки-зачеты

9.Уроки - формулы

10.Уроки - конкурсы

11.Уроки - обобщения

12.Уроки - игры

13.Уроки семинары

14.Уроки – «круговая тренировка»

15.Уроки – игры «Поле чудес».

К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал. Предусматривается ход занятий с учетом уровня и особенностей как класса в целом, так и отдельных школьников, характера и способностей учеников, получивших конкретное задание, последовательность операций.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

своих уроках:

Деловая игра - на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации. Это такие уроки, как «Строитель» по теме «Площадь»; «Магазин» по теме «Проценты»;  «Путешествие» по теме «Метод координат».

 Ролевая игра.

Для того чтобы возбудить интерес к счету, применяю в различных вариантах следующие ролевые игры:  «Рыбалка», круговые примеры, «Кто быстрее», «Найди ошибку», «Закодированный ответ», «Математическое домино», «Собери карточку», «Эстафета».

Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучаю­щее воздействие принадлежит материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направ­ляя активность детей в определенное русло. Игровую форму за­нятий можно использовать на различных этапах урока. Опреде­ление места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного по­нимания учителем функций дидактических игр и их классифи­кации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока.  Это прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

Игровой момент способствует активности мыслительной деятельности учащихся, повышает концентрацию внимания, создает условия для появления радости.

В процессе изучения темы «Функция», «Координатная плоскость», при построении графиков функций на уроках ученики с удовольствием выполняют задания, в результате которых на координатной плоскости получаются забавные рисунки зверей, цветов, предметов и т. д.

На уроках еще использую дидактические игры и игровые приемы работы с текстовой информацией.

Они вырабатывают умение сосредотачивать самостоятельность мышления, стремление к знаниям, развивает сообразительность, снимает утомление.

Средний школьный возраст отличается повышенной интел­лектуальной активностью, которая стимулируется не только возрастной любознательностью, но и желанием продемонстри­ровать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны, поэтому они любят брать на себя наиболее сложные и престижные задачи, проявляя незаурядные способ­ности и высокоразвитый интеллект. Им свойственна эмоцио­нально-отрицательная реакция на простые задачи, которые они отказываются решать из-за соображений престижности.

Активизировать деятельность учащихся по овладению мате­матическими знаниями можно путем умелого применения зани­мательных задач, игр с математическим содержанием. Занима­тельная задача - это та, которая вызывает у учащихся непроиз­вольный   интерес,   являющийся   следствием   необычайности сюжета задачи, необычности формы ее подачи. Решение таких задач вызывает у учащихся внутренний положительный отклик, развивает их любознательность. Занимательность характеризу­ется новизной, необычностью, неожиданностью, несоответ­ствием прежним представлениям.

При тематическом контроле знаний также использую нетрадиционные формы урока.

Это игра «Математический лабиринт», проводимая по темам «Степень с натуральным показателем», «Формулы сокращенного умножения», «Решение линейных и логарифмических уравнений».

Проведение уроков с набором дидактических игр, занимательного материала, загадок, ребусов, занимательных и логических задач позволяют сделать вывод: такие уроки занимательны, доступны и эффективны.

Все предложенные приемы и формы работы рождались постепенно в течение многих лет работы, часть из них заимствована из опыта работы других учителей, часть - из книг, методических пособий.

Работа по повышению учебной мотивации должна вестись и родителями, и различными специалистами. Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции , а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций. Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших  школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес  к большинству изучаемых предметов. И как заключительные слова хочется сказать: ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а свеча, которую нужно запалить, и сделать все для того, чтобы она не затухала. Желаю всем покорения горных вершин, имея внутреннюю мотивацию.