Советы психолога

    Работа социально-педагогической и психологической службы (далее – СППС) в учреждениях общего среднего образования организуется в соответствии со ст. 96 Кодекса Республики Беларусь об образовании и постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 июля 2011 г. № 116 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования».

     Целью деятельности СППС учреждения образования является социальная адаптация обучающихся и оптимизация образовательного процесса.

      Основные задачи СППС учреждения образования:

 - обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся;

 - оказание психологической помощи обучающимся.

      Принципы деятельности СППС учреждения образования:

 - законность;

 - уважение и соблюдение прав, законных интересов и свобод участников образовательного процесса;

 - добровольность получения социально-педагогической и психологической помощи;

 - доступность получения социально-педагогической и психологической помощи;

 - конфиденциальность;

 - научная обоснованность;

 - профессионализм.

      СППС учреждения образования в пределах своей компетенции выполняет следующие функции:

- содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов обучающихся;

- изучение условий жизни и воспитания обучающихся в семье, взаимодействие СППС с работниками учреждений образования, иных органов и организаций по выявлению и учету обучающихся, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи;

-  своевременное информирование администрации учреждения образования, заинтересованных органов о нарушении прав и законных интересов обучающихся и лицах, его допустивших;

- участие СППС в осуществлении профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми и насилия в отношении обучающихся;

- участие СППС в формировании у обучающихся навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения;

-   изучение индивидуально-психологических особенностей обучающихся, иных участников образовательного процесса, особенностей развития коллективов обучающихся и педагогических работников;

- участие СППС в организации личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся, имеющим проблемы в общении, обучении, развитии, социализации;

- оказание психологической помощи, социально-педагогической поддержки обучающимся, оказавшимся в трудных и кризисных ситуациях, по формированию позитивного отношения к себе, окружающему миру, повышению уровня социально-психологической адаптации;

- участие ССПС в разработке и реализации индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;

- участие СППС в разработке и реализации планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите;

- участие СППС в подготовке обучающихся к самостоятельной,  семейной жизни, их профессиональной ориентации, а также выполнению социальных ролей гражданина, семьянина;

- повышение психологической и правовой культуры участников образовательного процесса;

- оказание социально-педагогической и психологической помощи обучающимся в условиях интегрированного обучения и воспитания;

- участие СППС  в анализе образовательной деятельности, осуществляемой учреждением образования;

- участие СППС в организации социально значимой деятельности обучающихся, содействие в развитии детских и молодежных инициатив, их творческого потенциала и самодеятельности;

- изучение и обобщение опыта работы по оказанию социально-педагогической и психологической помощи;

- разработку специалистами СППС информационно-аналитических материалов по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, защиты их прав и законных интересов. 

 

День без конфликта

10 апреля - День без конфликта

 ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОТНОШЕНИЙ В КЛАССЕ

          Отношения в классе во многом зависят от тактики поведения, избранной учителем с первых дней работы в классе. Благополучие ребёнка в школе во многом зависит от чуткости и наблюдательности его учителей.

          Пресекайте любые насмешки  над неудачами одноклассников и любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников.

          Если по каким-либо причинам репутация ребёнка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете. Важно помочь непопулярным детям показать свою полезность для коллектива.

          Следует избегать обсуждения и оценивания личностных качеств ребёнка перед всем классом. По возможности надо воздерживаться от публичных обвинений и выяснения отношений с учеником, уличённым во лжи или воровстве.

          Необходимо избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках.

          Оценки за контрольные работы желательно не объявлять публично, а выставлять в дневники. Разбор ошибок необходимо делать либо, не называя тех, кто их допустил, либо индивидуально.

          Возникающие конфликты лучше улаживать наедине с учениками.

          Полезно и разумно обсуждать с детьми поступки абстрактного ребёнка, на примерах из жизни или литературы.

          Помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки.

          Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя в мирных делах и самоутвердиться за счёт собственных способностей, а не за счёт унижения других.

          При распределении ребят по парам или командам лучше избегать ситуаций, в которых часть детей может остаться невостребованными или отвергнутыми одноклассниками. Распределение по командам не должно обсуждаться с детьми.

          При наличии отвергаемого ребёнка, имеет смысл поговорить с ребятами о причинах их отношения. Обратить их внимание на чувства жертвы, его положительные качества.

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТОВ

  1. Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учитесь защищать свои законные права и интересы без конфликтов.
  2. Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Таким образом вы и своих целей не добьетесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите.
  3. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:
  • оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;
  • ухудшают качество мышления;
  • снижают объективн6ость оценки окружающих;
  • по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнёра по общению.
  1. Никогда не выясняйте отношения с администрацией школы, коллегами и родителями школьников в присутствии учеников.
  2. Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать учеников. Перевоспитание и воспитание школьника – процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.
  3. Оценивая результаты учёбы и поведения школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся, во-первых, позволяет повысить эффективн6ость работы учителя, во-вторых, способствует профилактике конфликтов между педагогом и школьниками.
  4. Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей.
  5. Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность. Говорят, что хороший человек – не профессия. Это верно. Однако, если учитель-профессионал конфликтен, такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием предмета.
  6. Постоянно учитесь без каких-либо условий любить или, по крайней мере, уважать всех, начиная с себя. Детей в школе любить или уважать всё же гораздо легче, чем взрослых людей.
  7. По своему социально-психологическому статусу вы всегда выше любого ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая психологически комфортную среду в классе.
  8. Во все времена у всех народов сложно было жить без чувства юмора. Смех способен предотвратить многие конфликты.
  9. Расширяйте пространственные границы мировосприятия. Все проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, уже много раз были у других людей. Они как-то с этими трудностями справились. Значит, справитесь и вы. Жизнь коротка. Тратить её на конфликты не очень-то умно.
  10. Расширяйте временные границы мировосприятия. Изучайте не только историю жизни своих предков, но и историю родной страны, человечества, развития жизни на Земле. Все проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, уже много раз были у других людей. Они как-то с этими трудностями справились. Значит, справитесь и вы. Жизнь коротка. Тратить её на конфликты не очень-то умно.
  11. Расширяйте вероятностные границы мировосприятия. Прогнозируйте развитие всех значимых событий. Чем точнее прогноз, тем легче жить. Всегда прогнозируйте наилучший, наихудший и наиболее вероятный варианты развития событий.
  12. Расширяйтесь содержательные границы мировосприятия. Стремитесь понять движущие силы событий. В любом возрасте необходимо расширять кругозор, развивать ум. Помните: чем больше знаешь, тем крепче спишь.

 

Как выйти из кризисной ситуации?

Существует способы самопомощи, к которым вы можете прибегнуть, если считаете, что профессиональная помощь в вашей кризисной ситуации вам пока не нужна:

  • стоит поговорить о случившемся с верным другом, не держать в себе;
  • если тема очень деликатна и вы не хотите это обсуждать, напишите все на бумаге и порвите;
  • расслабьтесь так, как вам это нравится – примите ванну, посмотрите фильм, поплачьте;
  • отдохните душой: представьте такое место, где вам комфортно в реальной жизни (парк, пляж или лес), примите успокоение этого места; если такого места вы не знаете, придумайте его;
  • съешьте немного горького шоколада, горстку орешков, банан или цельнозерновой хлеб (это природные антидепрессанты).

Если же вы чувствуете, что ваше состояние очень серьезное и такие приемы вам не помогают, это значит только одно: вам нужна психологическая помощь в кризисных ситуациях.

Самопомощь в кризисных ситуациях

ПРОСТЫЕ ИСТИНЫ

Чтобы справиться с собой — действуйте умом.

Чтобы справиться с другими – слушайте сердце.

Если кто-то вас предал – это его вина.

Если он предал вас дважды – это ваша вина.

Великие умы обсуждают идеи. Средние умы обсуждают события. Маленькие умы обсуждают людей.

Кто потерял деньги – потерял много.

Кто потерял друга – потерял еще больше.

Кто потерял веру – потерял ВСЕ.

Учитесь на ошибках других. Все равно вам не хватит жизни, чтобы совершить все эти ошибки самому.

Если хочешь чтобы тебя понимали – учись объяснять. Не думай, что все мыслят так же как ты, умеют читать мысли или угадывать настроение. Не требуй понимания - помоги им понять тебя, научи. Никто не умеет читать мысли. Никто не обязан знать, что ты имеешь в виду.

 

День вчерашний – уже история. Завтрашний – тайна. А сегодняшний день – дар, примите его.

 

Способы борьбы с отрицательными эмоциями

Выговоритесь! Этот прием возможен, когда есть рядом кто-то обязательно доброжелательный и расположенный выслушать вас, пускай даже молча. В социальной психологии такого человека условно именуют «жилеткой». Обычно это люди немолодые, душевные, умеющие хранить чужие тайны. Нередки случаи, когда облегчение приносит беседа со случайным попутчиком. Здесь работает фактор анонимности. Одинокие люди, имеющие домашних животных, часто выговаривают все, что накипело, им (с полной гарантией сохранения тайны исповеди!).

Напишите письмо! Если подходящего слушателя нет или вы не хотите прибегать к первому приему, напишите все ваши огорчения и переживания в форме письма. Адресат не важен. Причем это письмо не обязательно отправлять, а если вы его сохраните, то спустя некоторое время вам будет очень интересно, а скорее всего и полезно, перечитать его, проанализировать и сделать кое-какие выводы.

Сделайте себе подарок! Эту рекомендацию можно выполнить как буквально, так и в переносном смысле – «подарив» себе несколько часов или целый день приятного времяпрепровождения. При этом помните, что такого рода «подарки» нельзя делать слишком часто, иначе радость от них заметно потускнеет.

Помогите другому! Всегда есть человек, нуждающийся в чьей-то помощи, хотя бы в том, чтобы его выслушали. Переключив свою энергию на помощь «ближнему», вы не только сделаете доброе дело, но и поможете себе выйти из пассивно-упаднического настроения, активизируете себя, ибо творить добро всегда приятно.

Растворите печаль во сне! Если вы сможете заснуть, то это один из наиболее простых и во все века используемых способов расставаться с унынием и плохим настроением. Отдохнувший мозг направит мысли в русло более конструктивных решений и оптимистического отношения к жизни и проблемам, которые неизбежно возникают. Не случайно почти у всех народов есть пословица, соответствующая известной русской «Утро вечера мудренее!». Не забывайте только, перед тем как заснуть, настроить себя на то, чтобы, проснувшись, вы посмотрели на мир без прежних горьких мыслей, от которых опускаются руки и ничего не изменяется в лучшую сторону.

«Нет худа без добра!» Эта известная поговорка может служить девизом направленности ваших мыслей и действий. Составьте список всего хорошего, что присутствует в вашем положении, бесстрастно проанализировав то событие, которое повергло вас в уныние и тоску. Составив его, направьте все силы на воплощение в жизнь того, что написано – пускай хорошее постепенно начинает перетягивать плохое!

Как бороться со стрессом и победить.

Стресс – это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

Стресс – это защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды.

Стресс – это состояние повышенного нервного напряжения, вызываемое сильным воздействием.

Стресс – это все, что нас окружает. Он врывается в нашу жизнь с самого утра, вместе с воплем будильника, а потом... дорога, учеба, проблемы с учителями, ссоры с близкими (родителями, друзьями), плохой сон. Можно ли жить без стресса? Наука утверждает, что нельзя. Жизнь не терпит постоянства и стабильности, и именно она – главный источник стресса, поэтому полностью избавиться от стресса можно только после смерти. Но повлиять на свое душевное состояние в лучшую сторону можно еще при жизни.

Попробуй:

1.Менять то, что можно изменить, и принимать, как судьбу то, чего пока изменить невозможно. И всегда помни: когда Бог закрывает дверь, он обязательно открывает окно.

2.Жить сегодняшним днем и получать от этого удовольствие.

3.Никогда не обижаться на судьбу и помнить, что все могло бы быть гораздо хуже.

4.Избегать неприятных людей и не раздражаться от дураков. Радуйся, что ты не такая.

5.Оценивать себя самой и поменьше беспокоиться о том, что о тебе думают другие.

6.Побольше общаться с интересными людьми.

7.Планировать свою жизнь, чтобы не тратить время понапрасну.

 

По словам Ганса Селье, стресс – это не то, что с нами случилось, а то, как мы это воспринимаем. И если уж жизнь без стресса невозможна, стоит научиться отличать неудачу от катастрофы, чаще отдыхать, заниматься спортом, не забывать хвалить самих себя за достижения и побольше думать о хорошем.

   

 

свернуть

СПИСОК ТЕЛЕФОНОВ, ПО КОТОРЫМ ЖЕРТВА ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ МОЖЕТ ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ СПЕЦИАЛИСТОВ

МИЛИЦИЯ

На территории области: 102

Круглосуточная прямая линия по приему сообщений о фактах семейного неблагополучия и насилия в отношении детей:

45-62-15;

8-029-524-96-42 (МТС);

8-029-690-49-25 (ВЕЛКОМ).

Г. БРЕСТ:

- оперативно-дежурная служба ОВД администрации Московского района г. Бреста 47-90-50

- оперативно-дежурная служба ОВД администрации Ленинского района г. Бреста  27-59-01, 27-59-12

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ 103

Учреждение здравоохранения «Брестская детская областная больница», приемное отделение

20-96-81

СОЦИАЛЬНЫЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УСЛУГИ

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Московского района г. Бреста» Организация безопасного проживания в «Кризисной комнате», оказание психологической, юридической, социальной и другой необходимой помощи пострадавшим от домашнего насилия и членам их семей

20-94-80

по выходным: +375-29-892-88-07

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Бреста»

21-66-47

ГУ «Брестский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» психологическая помощь

20-15-55 (пн.-пт. с  8.00 до 17.00)

Предоставление бесплатной юридической информации юристом БОО «Родник возрождения» по телефону

+375-33-378-37-93

ОО «Клуб деловых женщин» оказывает анонимную и бесплатную помощь пострадавшим от домашнего насилия:

специалист по социальной работе тел. +375-29-221-93-50

психолог тел. +375-29-809-09-13

юрист тел. +375-29-723-40-37

ЗВОНИТЕ В СЛУЖБУ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ «ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ»

г. Брест, для взрослых и детей

25-57-27

170 (короткий номер)

БЕСПЛАТНАЯ ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ДЛЯ ПОСТРАДАВШИХ ОТ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ АНОНИМНО. БЕСПЛАТНО. ЕЖЕДНЕВНО С 8.00 ДО 20.00

ЗВОНИТЬ НЕОБХОДИМО СО СТАЦИОНАРНОГО ТЕЛЕФОНА

8-801-100-8-801

КРУГЛОСУТОЧНАЯ ПРЯМАЯ ЛИНИЯ МВД ПО ПРИЕМУ СООБЩЕНИЙ О ФАКТАХ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ

8-017-372-73-87

свернуть

Тебе, пятиклассник!

Дорогой друг!

   Сегодня ты впервые пришёл в 5 класс. Мы рады видеть тебя в средней школе и спешим поздравить с этим большим событием в твоей жизни!

     Помни: школа – это не только учёба, но и общение с друзьями, кружки и секции. Чтобы школьная жизнь была интересной, насыщенной и плодотворной, надо много трудиться и не оставаться в стороне от классных дел. 

     Если у тебя есть увлечение, в котором ты добился успеха, расскажи об этом одноклассникам  и классному руководителю. Не стесняйся показать свои лучшие стороны, но не задавайся перед другими, во всём знай меру.

 

Правила поведения в школе

 

НУЖНО

  • приходить в школу за 15 минут до уроков опрятно одетым;
  • каждый день носить школьную форму и сменную обувь;
  • на уроке физкультуры иметь спортивную форму;
  • при необходимости оказывать помощь одноклассникам, учителям;
  • слушаться учителей и представителей администрации;
  • контролировать свои эмоции;
  • бережно относиться к школьному имуществу;
  • быть вежливым со всеми учителями, взрослыми, ребятами.

 

НЕЛЬЗЯ

  • нарушать дисциплину на уроках и переменах;
  • опаздывать на урок, прогуливать занятия;
  • пользоваться на уроке телефоном;
  • уходить с уроков до звонка.
  • обижать других ребят;
  • грубить окружающим;
  • портить учебники и мебель.

 

Как готовить домашнюю работу

  • Домашнее задание выполняй, отдохнув после школы.
  • По возможности садись за уроки в одно и то же время.
  • Рабочее место держи в порядке.
  • Выключи телевизор, музыку.
  • Сначала выполняй задания по самым трудным предметам.
  • Начинай с повторения правил.
  • Задания читай внимательно.
  • Отдыхай по мере необходимости.

Запомни!

МЕТОД «5П»

(для подготовки устных ответов)

  • 1П – прочитай текст;
  • 2П – придумай к нему вопросы;
  • 3П – пометь карандашом самые важные места;
  • 4П – перескажи текст (используя ключевые слова);
  • 5П – просмотри текст повторно.

Важно!

  Жизнь состоит не только из учёбы! Обязательно посещай кружки и секции по душе и находи время на общение с друзьями, отдых и помощь родителям!

 

СОВЕТЫ на каждый день

  • Просыпайся с мыслью о том, что впереди ждёт новый добрый день!
  • Старайся быть чутким, терпимым, понимающим!
  • Уважай, цени и люби тех, кто рядом!
  • Не позволяй себе быть склочным, обидчивым, злопамятным, подозрительным!
  • Не завидуй чужим успехам!
  • Будь терпелив и настойчив в достижении цели!
  • Спеши делать добрые дела!
  • Чаще говори себе: «Мир прекрасен! Сегодня у меня всё получится!»
  • Радуйся жизни!

 

ПОМНИ: всё в твоих руках! Удачи!

 

свернуть

Советы тем, кто хочет обрести свою индивидуальность

«Быть до конца личностью, личности не изменять, быть индивидуальностью и индивидуальным во всех актах своей жизни есть абсолютный нравственный императив. Это значит: будь самим собой, не изменяй себе».

          Н. А. Бердяев

 

          Прежде чем выслушать советы, ответьте на два вопроса:

          Осознаете ли вы, что вы по своей природе уникальны?

          Знаете ли вы, что в природе не существует больше такого человека, как вы?

          Если ваши ответы утвердительны («да»), то знайте, что:

а)       вы рождены с множеством возможностей;

б)      вы самый необыкновенный человек, потому что единственный в своем роде.

          Будьте самолюбивы, уважайте себя, развивайте в себе привычки, которые помогут вам самоутвердиться, самореализоваться.

          Начните действовать:

          разбудите в себе новое самосознание, постоянно думайте о вашей индивидуальности, неповторимости;

          начните открывать в себе уникальные способности, заложенные в вас Всевышним;

          избавляйтесь от привычек, мешающих вашей творческой деятельности, задерживающих ваше активное участие в жизни.

          Для того чтобы творить, необходимо:

          постоянно осознавать потребность, нужду в развитии;

          постоянно побуждать себя удовлетворять эту потребность в развитии;

          обладать неиссякаемой энергией, действовать;

          иметь терпение.

          Индивидуализируйте себя!

          Найдите способ отличать вашу собственную личность и используйте все средства, которые индивидуализируют вас. Не принимайте голосов и влияний, унижающих вас, или которые категоричны в своем суждении о вас как о посредственности или как об ординарном человеке. Вы уникальны, у вас есть индивидуальная ценность и предназначение.

          Как индивидуализировать себя?

          Уважайте в себе индивидуальность. Верьте, что вы не случайность, а закономерность, что в вашей жизни существует определенная цель. Говорите себе: «Я хороший, потому что никто не рождается плохим». Примите важные факты, определяющие вас как уникальное создание.

          Вам дарована способность познавать, мыслить, суждено узнать разницу между добром и злом, правдой и ложью. Пользуйтесь этим даром. Как индивидуальное творение не разрешайте уравнять себя с другими. Разбудите возможности, способности в вас самих от спячки и бездействия.

          Благодаря возможностям у вас есть таланты и изобретательность. Не существует людей без талантов и способностей: каждый одарен - не все одинаково, не все в равной степени. Продуктивность одного человека дополняет другого. Вы можете заставить их работать на вас, на весь мир вокруг вас. Раскройте свои таланты, вырастите их, пользуйтесь ими, делитесь ими. Используйте свои дарования, иначе вы их потеряете.        Чем больше вы используете, что имеете, тем больше вы будете иметь.

          Знаете ли вы что, подрезая и задерживая рост корней Калифорнийской секвойи, когда она еще мала, можно ограничить ее развитие до маленького, миниатюрного деревца, помещающегося в руке? Обработанные методом бонсай саженцы секвойи, которая по своей природе достигает высоты 100 м и диаметра 8,5 м, могут находиться в атрофированной стадии сотни лет. Жизни, созданные для развития, могут быть также ограничены, как это делает искусство бонсай.

          Имейте мужество индивидуализировать себя — быть и оставаться уникальным. Ничего не делая, вы ничего не узнаете. Обратите ваши таланты в действие.

          Каждый человек, который не верит в себя, который не развивает свои способности, теряет смысл жизни. Когда человек не вкладывает свои способности в дело, он чувствует себя неспособным.

          Откажитесь быть копией массовой продукции, станьте оригиналом! Используйте свои возможности через действие, слово, отношение: скажите что-нибудь, сделайте что-нибудь, будьте кем-нибудь. Никогда не бойтесь выражать себя. Каждый человек выражает себя по-разному, но индивидуальность необходима всем.

          Вы правы, когда вы различны. Индивидуализируйте себя, имея свое мнение. Говорите, будьте услышаны и замечены. Приобретайте уверенность. Никогда не старайтесь стать кем- либо другим. Будьте уникальным созданием. Примите, кто вы есть, используйте ваши уникальные возможности.

          Верьте, что вы особенны. Никогда не верьте людям, подавляющим ваше сознание или индивидуальность. Единственное влияние, которое может когда-нибудь унизить вас, – это ваше собственное отношение, но это может произойти лишь в том случае, если вы позволите говорить о себе негативно. Пребывайте в своем замечательном внутреннем положительном мире эмоций. Никогда не позволяйте никому говорить вам, что вы плохой (-ая).

          Осознайте свою ценность. Как вы видите свою индивидуальность, так вы относитесь и к другим людям. Очевидно, что ваше отношение к другим отражает ваше отношение к себе. Рассматривайте себя значительным, ценным, полезным. Начните познавать и признавать ценность и уникальность других людей. Согласитесь с тем, что каждый человек – особое творение, и каждый имеет определенное жизненное предназначение.

          Вы нашли способ сделать себя неповторимой личностью? А теперь вам нужно стать ответственной индивидуальностью.   Неиспользованная возможность есть оскорбление таланта. Используйте ваши способности, которые внутри вас. И откликайтесь на всякую возможность проявить свою индивидуальность, предоставленную вам.                  

          «Жизнь – это священное доверие. Это не то, что мы имеем, но как этим пользуемся. Это не то, что мы берем, но то, что даем».

          Итак,

          осознайте свою уникальность;

          примите ответственность за то, что ваша жизнь есть и всегда будет такой, какой вы сами делаете её вашей внутренней силой выбора, решения и действия;

          усвойте принцип, что поражение не окончательно, и если сначала не везёт, попробуйте ещё раз;

          осознайте, что все, за что ни возьмётесь, вы должны делать наилучшим образом.

 

          «От слов бывает больно»

          Цель: Проанализировать трудности и барьеры, возникающие в повседневном общении; рассмотреть приёмы управления своими эмоциями; научиться конструктивно реагировать на негативные  эмоции партнёров по общению; развить у обучаемых способность к выработке собственных  способов эффективной коммуникации.

          Если родители не понимают ваши чувства, которые для вас так реальны, это серьезный повод разозлиться. Если мама или папа твердят вам, что вы «плохой», «ленивый» или «эгоистичный», вам кажется, что они не понимают, как больно вам слышать такие слова, тем более что вы и так уже все извелись и истерзались от того, что произошло. Вам кажется, что они не понимают, как досадно вам бывает, если вы хотите сделать что-то хорошо, а у вас ничего не выходит, потому что просто вы еще не все умеете. Ваши замыслы зачастую далеко опережают возможности.

          Один    девятилетний мальчик разозлился из-за того, как его мама восторгалась моделью корабля, которую он сделал для школьной ярмарки. Когда она воскликнула: «Ах, Саша, я в жизни не видела такой красивой лодочки!», Саша мрачно отозвался: «Да что в ней хорошего! Ты так говоришь просто потому, что меня любишь!» Того небесного видения, которое представало перед Сашей, когда он задумал модель, ему не достичь еще очень долго.

          Иногда вам кажется, что родители не понимают, что вы чувствуете, если заставляют вас вместе с ними делать что-то, чего вам делать вовсе не хочется: играть в баскетбол, готовить, слушать классическую музыку, смотреть балет. Они явно не соображают, что вам-то нравится футбол, живопись, чтение или экскурсии в планетарий.

          Попробуйте некоторое время побыть рядом с ними – и вы поймете, что хотя интересы у вас и не совпадают, вам все равно приятно видеть родителей счастливыми. Может даже статься, что вы со временем полюбите занятия, которые ваши родители так рвутся с вами разделить. А потом вы сможете попросить их сделать что-то, что нравится вам. 

          Если родители решительно не в состоянии разделить ваши чувства, особенно когда вам очень плохо, — это верный признак, что они забыли, как чувствовали себя в вашем возрасте. Однажды Митя пришел из школы и даже не поздоровался с матерью — он ринулся в свою комнату и захлопнул дверь. Мама поднялась за ним и сказала, что он повел себя очень грубо и что она просит его помочь накрыть на стол к обеду. Когда Митя ответил, что ужасно устал и просит оставить его в покое, мама заявила: «Если ты так устал, что даже на стол накрыть не в состоянии, есть ты тоже не сможешь!» Потом вернулась из школы сестра Мити и спросила, дома ли Митя. Когда мама со вздохом ответила, что Митя ведет себя как последняя зараза, сестра Мити сказала: «А, так ты, наверное, не знаешь, что произошло. Учитель обвинил Митю в том, что он списывал на контрольной. Его одноклассники сказали мне, что шпаргалка его соседа, а Митя не хотел ябедничать».

          Вообще правильно рассказывать окружающим, почему вам худо, – если вы можете это объяснить; но иногда вы и сами не знаете, что с вами происходит. Тогда скажите так: «Хотя я и не знаю, что со мной сегодня, мне надо побыть одному». Можете добавить: «Разве с тобой никогда не было так, что готов на стенку лезть, а почему – непонятно?»

          Честный родитель ответит: «Конечно, бывало!»

 

          Человек не может оставаться равнодушным к окружающему его миру. Предметы и люди, с которыми он сталкивается, события, свидетелем или участником которых он становится, вызывают у человека различные чувства: радость, печаль, хорошее или плохое настроение, испуг, возмущение, гнев. Они выражают отношение человека к действительности.

          Характер переживаний зависит от того, какое значение имеют различные объекты для человека, насколько они удовлетворяют его потребности. Чем полнее предмет удовлетворяет  ту или иную потребность, тем более сильное положительное чувство он вызовет у человека.

          Собственное поведение тоже вызывает у человека определённые чувства, и не всегда приятные. Бывает, что начинают терзать угрызения совести, - значит, какие-то поступки заслуживают осуждения. И мучительное, непреходящее чувство заставляет искать ошибку, призывает исправить сделанное.

         

          Существуют различные формы переживания чувств: эмоции, аффекты, настроение, стрессовые состояния и чувства (в узком значении этого слова).

         

          Данные формы образуют эмоциональную сферу личности, являющуюся одним из регуляторов поведения человека.

         

          Аффекты – эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком и бурно протекающие.

         

          Настроение – эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени всё поведение человека.

         

          Чувства (в узком значении этого слова)  характеризуются устойчивостью, длительностью, измеряемой не часами и днями, а месяцами и годами жизни их субъекта. Надо помнить, чем сильнее чувство, тем в меньшей мере его может заслонить или исчерпать сиюминутные эмоции.

         

          Эмоции с психическими процессами (ощущения, внимание, память, мышление и т.п.) находятся в сложной взаимосвязи.

 

Берегите своё здоровье!

свернуть

Упражнения для снятия психологического напряжения

Упражнение 1Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, эти упражнения можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.

  1. Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.
  2. Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.
  3. Напрягите и расслабьте икры.
  4. Напрягите и расслабьте колени.
  5. Напрягите и расслабьте бедра.
  6. Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.
  7. Напрягите и расслабьте живот.
  8. Расслабьте спину и плечи.
  9. Расслабьте кисти рук.
  10. Расслабьте предплечья.
  11. Расслабьте шею.
  12. Расслабьте лицевые мышцы.
  13. Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, – вы полностью расслабились.

 

Упражнение 2. Упражнение можно делать в любом месте. Сядьте поудобнее, сложите руки на коленях, поставьте ноги на пол и найдите глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.

  1. Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.)
  2. Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец исчезает напряжение.
  3. Не раскрывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в теп­лые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака.
  4. Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.

    Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс. Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через неделю – от 30 и так до 50.

свернуть

Все подчиняется новым заботам (Рекомендации по организации адаптация учащихся 1 класса)

От того, как пройдут школьные годы, во многом зависит, ка­кое здоровье будет у человека на протяжении всей его жизни. Ведь в школе ребенок проводит часть времени именно в те годы, когда происходит формирование организма.

С началом обучения меняется вся жизнь ребенка. Все подчи­няется школе, школьным делам и заботам. Большая часть родителей будущих первоклассников оце­нивает начало обучения в школе как переломный этап в жизни детей. И это действительно так. Новые социальные контакты, отношения со сверстниками и взрослыми вне семьи, иные, чем в семье, обязанности и роли... При этом школа - это еще и боль­шие физические и эмоциональные нагрузки.

С первых же дней школа ставит перед ребенком целый ряд за­дач, требующих максимальной мобилизации физических и интел­лектуальных сил. Трудно все: сам режим учебных занятий (с пере­рывами не «когда хочется», а черездолгих 35-40 минут), и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, трудно сидеть в определенной позе и просто сидеть так долго.

К слову, с началом систематического обучения в школе удель­ный объем статических нагрузок (а сидение в определенной позе и есть такая нагрузка) значительно возрастает. Для детей, особен­но шести-, семилетних, статическая нагрузка является наиболее утомительной. Впрочем, в период полового созревания, когда на­блюдается резкий скачок роста, скелет уже дал большой прирост, а мышцы вырасти еще не успели, наблюдается так называемая под­ростковая астения. Подростку трудно долго выдерживать статиче­ское напряжение, поэтому мы видим, как дети к середине урока на­чинают горбиться или сидят «развалившись», стоят, «переминаясь с ноги на ногу». Особенно трудно приходится малоподвижным, не занимающимся спортом детям.

Поэтому начало обучения можно оценить как начало больших нагрузок. За большие нагрузки (психологические, интеллектуаль­ные, функциональные и физические) организм ребенка платит порой самой высокой ценой - здоровьем. А мы, взрослые, к сожа­лению, не всегда видим и понимаем это. Порой родителям не хва­тает терпения и снисходительности, спокойствия и доброты; часто из добрых побуждений они становятся виновниками школьных стрессов. Почему? Скорее всего потому, что не всегда учитывают сложность и длительность приспособления к школе. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в ней по-настоящему.

Адаптация - довольно сложный и длительный процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и соци­ально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам). Физиологическая адаптация связана со зна­чительным напряжением всех систем организма. Именно поэтому вся система обучения и воспитания в школе и дома должна быть построена так, чтобы и учитель, и родители знали и учитывали, ка­кой ценой расплачивается организм ребенка за достигнутые успе­хи, особенно на первых порах обучения. А главное, чтобы могли сопоставить успехи и их цену.

Первоклассники

Первое сентября в нашей стране — традиционное начало но­вого учебного года, а для первоклассников и вовсе первый день новой жизни. Конечно, начало школьного обучения даже для тех, кто ходил до этого в детский садик, - волнующий момент. Все по- другому, все не так, как было. Родители переживают: как сложатся отношения с учительницей, с одноклассниками? Справится ли со школьными нагрузками? Сумеет ли сам, без помощи взрослых, выполнять домашние задания? Что будет делать после школы, в свободное время? Даже в традиционном обращении учителей к первоклассникам всегда звучит фраза: «С сегодняшнего дня вы не просто мальчики и девочки, вы — ученики». Так что каждый, поступивший в школу с первого сентября, не просто ребенок, он — школьник, ученик, человек, у которого есть определенные обязанности, положение в обществе, взгляды, мнения. Школа с первых дней ставит перед учеником многие задачи, не связан­ные непосредственно с его предшествующим опытом, требует мо­билизации интеллектуальных, эмоциональных, физических воз­можностей. А возможности эти индивидуальные, у каждого свои, особенные.

Ко всему надо привыкнуть, приспособиться, адаптироваться. Это сложно и для родителей, и для детей, и для учителей даже с со­лидным опытом. В чем эти сложности, чем они вызваны? Почему одним детям начало школьной жизни дается относительно легко, а другим приходится очень трудно?

Когда специалисты говорят о проблемах адаптации к школе, они рассматривают разные стороны этого сложного процесса. Педагоги и психологи чаще всего указывают на проблемы социально-психологической адаптации. А физиологи в первую очередь обраща­ют внимание на физиологическую зрелость организма и возможно­сти тех функциональных систем, которые испытывают наибольшие нагрузки, вызванные регулярным обучением. Это и уровень функ­ционального развития организма, и состояние здоровья ребенка, и нагрузки, предъявляемые школой и родителями ученика. Самые обычные виды деятельности школьника требуют заметного на­пряжения физиологических систем. Например, при чтении вслух обмен веществ возрастает почти наполовину, а во время ответа у доски или контрольной работы пульс учащается на 15-30 ударов, систолическое давление повышается на 15-30 мм рт. ст., изменя­ются биохимические показатели крови. Конечно, такие реакции со стороны физиологических систем для организма не новость, но раньше они не были регулярными и не сопровождались особыми психологическими переживаниями.

Поэтому сначала, первые две-три недели, организм реагирует очень бурно и значительному напряжению подвергаются практи­чески все его системы. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной «си­дячей» позе, или психологическая нагрузка общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее, каждая из его си­стем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем большее напряжение потребуется от каждой систе­мы, тем больше ресурсов израсходует организм. За это организм ребенка платит очень высокую цену — тратит все, что есть, а ино­гда и «в долг берет». Постепенно, методом проб и ошибок орга­низм находит какие-то рациональные варианты реакций, эта цена снижается, напряжение начинает спадать. Через 5-6 недель на­ступает период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее приемлемые варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.

Чем менее готов организм ребенка к такому изменению режи­ма жизни и деятельности, тем дольше и труднее проходит приспо­собление. И хотя считается, что период острой физиологической адаптации организма к учебной нагрузке обычно заканчивается на 5-6-й неделях обучения, для первоклассников весь год можно считать периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма. Однако индивидуальные возможности, способ­ности, особенности вносят свои коррективы. И если возможности детского организма ниже среднего для таких детей уровня, то дли­тельное функциональное напряжение и связанные с ним утомле­ние и переутомление могут привести к срыву адаптации и наруше­нию здоровья. И только ли в том дело, что ребенок стал учиться в школе? Причин здесь немало, и искать их надо и в самом ребенке, и в родителях, и в учителях. Часть ответов на вопрос «почему?» лежит в сфере физиологии и зависит прежде всего от того, доста­точно ли зрел организм ребенка, чтобы начать регулярное обуче­ние. Нормальным для начала обучения в школе сегодня считается календарный возраст 6,5 года. С одной стороны, порой родите­ли спешат, полагая, что чем раньше начнет учиться ребенок, тем больше у него перспектив в жизни. С другой стороны, и это глав­ное, ровесники могут существенно различаться по темпам своего биологического развития в зависимости от климатогеографической зоны проживания и их самих, и многих поколений предков, что закреплено в их генотипе, а также ряда социальных и эконо­мических условий. Расхождение биологического и паспортного возраста может составлять в этот период от 0,5 до 1,5 года.

Исследования последних лет показывают, что перед поступле­нием в школу у многих детей имеются признаки незрелости функ­циональных систем, которые важны для успешного обучения:

  • 40-60% детей имеют несформированность механизмов регу­ляции деятельности;
  • до 60% детей - несформированность или нарушения рече­вого развития;
  • до 30-35% детей — несформированность мелкой моторики и графических умений;
  • до 50% детей - несформированность зрительного и зритель­но-пространственного восприятия;
  • более 70% детей имеют те или иные нарушения физическо­го здоровья и более 20% - пограничные нарушения психического здоровья.

У трети «не готовых» детей уже в начале года отмечаются неу­довлетворительная реакция на нагрузку сердечно-сосудистой си­стемы, потеря массы тела; они много болеют, пропускают уроки, а значит, еще больше отстают. Очень важен вопрос о времени на­ступления школьной зрелости и связи его с периодами индивиду­ального развития. Есть немало тестов, с помощью которых оцени­вается наличие определенных характеристик, свидетельствующих об умственных и физических возможностях ребенка обучаться в ус­ловиях современной школы. В качестве одного из основных пока­зателей физического развития часто используется так называемый «филиппинский тест» (оценка способности ребенка достать через голову правой рукой левое ухо). Этот простейший тест основан на том, что школьная зрелость наступает, как правило, одновременно с «полуростовым скачком» - резким увеличением интенсивности роста длины конечностей (в первую очередь рук). Легко видимый «на глаз» полуростовый скачок указывает, что в организме проис­ходят сопровождающие его преобразования вегетативной регуля­ции, созревание высших корковых функций мозга, формирование индивидуально-типологических свойств организма и личности.

Дело в том, что в возрасте 5-7 лет происходят глубокие измене­ния, во многом меняющие физиологические возможности расту­щего организма. Исследования ученых показали, что эти измене­ния касаются прежде всего наиболее глубоких, базисных характе­ристик, связанных с энергетикой различных тканей организма и со значительными изменениями интенсивности окислительного метаболизма. Например, уровень обмена веществ в покое до рос­тового скачка составляет 1,81 ккал/кг в час. Такое значение на­много превышает расчетную величину, которую должен иметь взрослый организм с такой же массой тела (1,36 ккал/кг в час). Изменение этого и других физиологических показателей свиде­тельствует, что у ребенка возрастают возможности относительно длительной физической деятельности, а в этом и состоит основ­ная суть наступления школьной зрелости. Положение становится еще более ясным, если учесть, что нервные клетки теперь также по­лучают более «эффективное топливо» для работы мозга, что создает усиление возможности устойчивой умственной деятельности - ме­ханизмов, обеспечивающих активное внимание, столь необходи­мое для успешной учебы в школе.

К 6-7 годам мозговые процессы, обеспечивающие зритель­ное восприятие, приобретают значительную индивидуальность за счет начавшегося накопления индивидуального опыта. Узнавание объектов осуществляется уже на основе выделения какого-либо сложного признака, оно требует времени и зависит от количества различаемых изображений. Механизмы распознавания связаны с вырабатываемыми в ходе индивидуального опыта внутренними эталонами. За счет тренировки время распознавания сокращается и перестает зависеть от количества стимулов в наборе (например, сложности картинки). На протяжении дошкольного возраста воз­можности ознакомления ребенка с внешним миром значительно расширяются, поскольку физиологические механизмы, лежащие в основе информационных процессов, выходят на качественно иной уровень развития.

С формированием функции восприятия окружающего мира тесно связано и развитие внимания. У четырехлетних детей внима­ние привлекает прежде всего все новое, что вызывает интерес и вы­ражается в бесконечных «почему?». В момент первого наблюдения чего-то интересного, как и во время рисования, эмоционального общения с родителями и т.п., клетки мозга работают ритмично (так называемый «тетаритм»), а ребенок испытывает ощущение радости, удовольствия. Удовольствие является важным фактором развития психической жизни и деятельности ребенка, оказывая стимулирующий эффект, который организм стремится максими­зировать. То есть удовольствие от познания становится для ребен­ка в этом возрасте мощнейшим стимулом нового познания. Если система восприятия еще не созрела, ребенку трудно распознавать сложные изображения, не имеющие аналогов в его индивидуаль­ном опыте. При показе незнакомых абстрактных объектов дети ограничиваются их беглым осмотром и общим впечатлением. В более старшем возрасте к предпочтению новизны добавляется и стремление к разнообразию. Созревание мозга обеспечивает возможность интересоваться более сложными признаками, а это, в свою очередь, помогает более глубокому и полному описанию и опознанию. Благодаря развитию мозга в этот период быстро нарас­тает и объем внимания. Обычно 6-летний ребенок уже способен оперировать большим набором признаков и более глубоко воспри­нимать разнообразные предметы. Создаются условия для форми­рования новой системы анализа информации, расширяется сфера внимания. Внимание может быть направлено не только на стиму­лы, обладающие непосредственной привлекательностью, но и на более абстрактные, отвлеченные характеристики среды, ее ин­формационный компонент. Мир ребенка становится неизмеримо сложнее, его индивидуальный опыт позволяет вырабатывать но­вые эталоны, которые потребуются для анализа совершенно но­вых, абстрактных стимулов. Вот теперь ребенок уже готов учиться всерьез. В старшем дошкольном возрасте у детей появляется и по­степенно развивается еще одна школьнозначимая возможность - произвольная регуляция деятельности по внешней инструкции (например, по заданию учителя). 3-4-летние дети, даже правиль­но повторяя инструкцию, еще не могут организовать свою дея­тельность в соответствии с ней. Начиная с 4-5-летнего возраста отмечается улучшение способности к организации деятельности, но в полной мере рациональные стратегии деятельности выраба­тываются лишь в период от 7 до 9 лет.

Однако правильно выполненные тесты «школьной зрелости» - необходимое, но еще недостаточное условие отсутствия проблем у первоклассников. Легче переносят период поступления в шко­лу и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным уровнем функционирования всех си­стем организма и гармоничным физическим развитием. Судить о благополучной адаптации детей к школе можно по характеру из­менения работоспособности и ее улучшению на протяжении первых месяцев обучения, отсутствию выраженных неблагоприятных из­менений показателей состояния здоровья и хорошему усвоению программного материала, а также адекватному поведению, уста­новлению контактов с учащимися, учителем, овладению навыка­ми учебной деятельности.

Тяжелее всех адаптируются те дети, у которых неблагоприятно протекал период новорожденности, перенесшие черепно-мозго­вые травмы, часто болеющие, страдающие различными хрониче­скими заболеваниями и особенно имеющие расстройства нервно- психической сферы.

За внешним «плохим» поведением ребенка могут стоять самые разные причины. Так могут вести себя дети, нуждающиеся в спе­циальном лечении, имеющие нарушения психоневрологической сферы, но это могут быть и не готовые к обучению, например, вы­росшие в неблагополучных семейных условиях. Постоянные неу­спехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Дети становятся «отвер­женными». Но это порождает и реакцию протеста: они задираются на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке, стараясь хотя бы таким образом обратить на себя внимание. Если вовремя не разо­браться в причинах плохого поведения и не попытаться скоррек­тировать затруднения, то итогом может оказаться срыв адаптации, неблагоприятно отражающийся на состоянии здоровья, а тогда стойкое нарушение эмоционального состояния может перейти в нервно-психическую патологию. Кроме того, плохое поведе­ние - это еще и сигнал тревоги, который могут подавать просто «перегруженные» дети, не справляющиеся с дополнительными нагрузками. Это важный признак, требующий внимания роди­телей и педагогов. Одним из главных условий, на которые нуж­но обращать внимание, является соответствие режима учебных занятий, методов преподавания, содержания и насыщенности учебных программ, условий внешней среды возрастным возмож­ностям школьников.

Первый год обучения в школе является не только одним из са­мых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испыта­нием для родителей. Начало обучения сразу проявляет все родитель­ские недоработки. Даже при благих намерениях, но в отсутствие пси­хологически грамотного подхода родители могут стать виновни­ками школьных стрессов у детей. Период адаптации к школе может длиться от 2-3 недель до полугода. Срок зависит от многих факто­ров: особенностей ребенка, характера его взаимоотношений с окру­жающими, от уровня сложности образовательной программы, от типа образовательного учреждения, от степени подготовленности ребенка к школьной жизни.

По мнению Марьяны Михайловны Безруких, директора Ин­ститута возрастной физиологии, который многие годы занимается изучением проблем школьной адаптации, первые две-три неде­ли - это период острой адаптации, причем не только на психоло­гическом уровне, но и на физиологическом. В первые дни учебы ученик испытывает экстренные нагрузки.

Далее следует этап более устойчивой адаптации, он длится до полутора месяцев. К ребенку нужно относиться терпимее в пер­вые месяцы учебы.

  • Не нужно записывать детей сразу во все кружки, школы до­полнительного образования и спортивные секции, - предостере­гает Марьяна Михайловна. - Потерпите с дополнительными за­нятиями.

Следующий сложный этап - середина декабря.

  • К сожалению, в это время в образовательных учреждениях, как правило, идут контрольные работы, а хорошо бы было уже на­чинать рождественские каникулы.

Еще один сложный месяц - февраль. Слишком сильные на­грузки в этот период нередко приводят даже к обострению забо­леваний.

Если ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверен­ности и страхов — это один из важных признаков благоприятной адаптации. Другой признак - насколько легко ребенок справля­ется с программой. Не стоит критиковать малыша за медлитель­ность. Лучше поддержите его в трудный момент, и ни в коем слу­чае не сравнивайте с другими детьми. Все дети разные.

Если программа сложная, да еще и предполагает изучение ино­странного языка, внимательно следите, не является ли такая нагруз­ка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать ее, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом клас­се, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее?

Очень важно на первых порах вселить в школьника уверен­ность в успехе, не дать ему поддаться унынию («У меня ничего не получится!»), иначе бороться с апатией вы будете очень долго. А физическое состояние тесно связано с эмоциями. Повышенная тревожность, страхи, отрицательные эмоции могут вызвать пси­хосоматические заболевания и ослабить иммунитет.

Еще один признак успешной адаптации — это степень само­стоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно «помогают» ребенку, он привыкает к совместному приготовлению уроков и уже не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.

Важный момент. Когда ваш ребенок выполняет задание само­стоятельно, он может по два-три часа сидеть в своей комнате над книжками, но задание так и не выполнить. Дело в том, что из этих 2—3 часов полезного действия всего лишь 20—30минут, все осталь­ное время его внимание «зависает» в бездействии. Если вы случай­но зайдете в комнату, то можете увидеть, как ребенок смотрит в окно или просто в пространство. В этом случае лучше дать ему погу­лять, отдохнуть, но не требовать «сидеть, пока все не выполнишь». Важно понимать, что именно в первом классе закладывается отно­шение к школе и обучению. Поддержка мамы, папы, бабушек и деду­шек в этот момент особенно необходима первоклашкам. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условия

свернуть

Что такое дружба?

«Друг». «Подружиться». «Дружба». Какой смысл Вы вкладываете в эти слова? Можете ли Вы дать чёткое определение этим понятиям?

       С дружбой приходится сталкиваться в жизни каждому человеку. Когда у человека есть настоящие друзья, это сильно влияет даже на то, насколько счастливым он себя чувствует. Но, к несчастью, под маской дружбы иногда прячутся несколько иные отношения, и иногда в результате этого человек испытывает глубокое разочарование. Для каждого из нас важно умение отличить дружбу от других видов отношений (товарищ, приятель, знакомый), а для этого в первую очередь нужно знать, что же представляет собой дружба.

     Кроме того, понимание того, что же такое дружба, поможет нам самим быть хорошим другом, обрести надёжных друзей и сохранять дружбу крепкой.

ДРУЖБА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ

Определения:

1.Дружба – это «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

2.Дружба – это глубокая связь между людьми, которая предполагает «не только верность и взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность».

     Дружба – это, во-первых, чувство, то есть дружеская любовь. Это не что-то внешнее, дружба лежит глубоко в сердце. Во-вторых, дружба возникает спонтанно. Нельзя заставить себя быть другом кому-то или заставить кого-то быть своим другом. В-третьих, дружба базируется на некоторых основных столпах, которые необходимы как для её зарождения, так и для её сохранения. Этими столпами являются:

  1. Взаимное уважение. Что означает уважать своего друга? Это значит почтительно относиться к нему, считаться с его мнением и признавать его положительные черты. Уважение проявляется в словах и делах. Друг, к которому проявляется уважение, чувствует, что его ценят как личность, уважают его достоинство и помогают ему не только лишь из чувства долга.
  2. Доверие. Под доверием подразумевается уверенность в добропорядочности и искренности друга, в том, что он не предаст и не обманет намеренно. Доверие не подразумевает уверенность в том, что друг никогда не будет совершать никаких ошибок – все мы несовершенны.

     Это два основных и главных условия для дружбы. Кроме этого, для дружбы важны, например, общие нравственные ценности. Людям, которые по-разному смотрят на то, что есть добро, а что зло, будет тяжело быть друзьями. Причина простая: сможем ли мы проявлять к другу глубокое уважение (и, возможно, доверие), если видим, что он совершает поступки, аморальные в наших глазах, и считает это нормой?

     Посодействует зарождению дружбы и наличие общих интересов или увлечений. Однако для дружбы, которая существует давно и проверена временем, это фактор, видимо, не принципиален.

     Дружеские чувства никоим образом не зависят ни от пола человека, ни от его возраста. Они могут быть очень сильными и заметно влиять на поведение и эмоциональное состояние человека. Тем не менее, эти чувства никогда не подразумевают никакого плотского влечения.

Чтобы стать хорошим другом и быть более привлекательным как личность следует:

Вести здоровый образ жизни и следить за своей внешностью.

     Так, правильное питание, достаточный отдых и умеренные занятия физкультурой помогут Вам хорошо выглядеть. А опрятная, чистая, со вкусом подобранная одежда будет привлекать к Вам людей, и Вам самим придаст чувство уверенности.

Быть весёлым и оптимистичным.

     Наш внутренний мир – то, о чём мы думаем и какие чувства питаем, – отражается на выражении лица и в словах. Например, смотрите ли Вы на жизнь оптимистично? Тогда Ваше лицо, скорее всего, будет сиять от радости. Ведь ничто не может так украсить, как искренняя улыбка. Избегайте того, чтобы постоянно «плакаться» всем кому можно о своих проблемах в надежде, что они будут уделять Вам больше внимания. Чувство жалости, даже самое искреннее, не является ключом к развитию дружбы.

Следить за состоянием своего сердца.

     Помните, что внутренние качества человека проявляются в его поведении. Поэтому наполняйте свой ум и сердце тем, что созидает, что пробуждает положительные эмоции и чувства.  Слушайте хорошую музыку. Не позволяйте романам и фильмам навевать Вам пустые фантазии, которые бы Вас убаюкивали. Ведь то, что преподносится с экрана телевизора, как правило, далеко от реальной жизни, это лишь плод чьего-то воображения.

   Кстати, чтобы завязалась прочная дружба, необязательно искать потенциальных друзей среди незнакомых людей. Если у Вас уже наладились с кем-то приятельские отношения, можно развивать и укреплять их дальше, становясь друг другу близкими друзьями.

     Преданные старые друзья – это редкие дары, и они заслуживают того, чтобы мы их ценили и дорожили ими.

 


Что можно сделать для того, чтобы помочь другу в кризисной ситуации

1. Будьте рядом с другом, помните, что в состоянии стресса или депрессии человеку трудно объективно оценивать ситуацию, не называйте его проблему ерундой.

2. Спокойно воспринимайте слова и действия друга, не критикуйте и не оценивайте его, даже если вам кажется глупым то, что он говорит и делает.

3. Проявляйте по отношению к другу заботу.

4. Будьте внимательным слушателем. Задавайте вопросы.

5. Не спорьте.

6. Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например, не говорите: "Конечно, твоя семья тебе поможет", если вы не уверены в этом.

7. Вселяйте надежду.

8. Не оставляйте друга одного (наедине со своими мыслями и проблемами).

9. Не стесняйтесь! Обратитесь за помощью к специалистам (психологу, педагогам, врачам) или родителям.

свернуть

Ошибки выбора профессии

1. Поиск работы или учебного заведения «за компанию», по принципу «куда возьмут», «никуда больше не поступлю». Если вы с молодости не будете верить в себя, то что же будет лет через двадцать?

2. Ориентировка на внешнюю привлекательность профессии. Во-первых, рынок труда, как и любой рынок, изменчив. Что популярно сегодня, не обязательно будет востребовано завтра (обязательно прочитайте статью — «Самые высокооплачиваемые профессии«). Во-вторых, добиться успеха в жизни и в профессии очень сложно, если она не соответствует вашим талантам и склонностям.

3. Одна из основных ошибок при выборе профессии – уступка давлению родителей и родственников, которые пытаются реализовать свои мечты через детей. Можно лишь прислушаться к их мнению, ведь выбор профессии – твое личное дело, никто не проживет за тебя твою собственную жизнь.

4. Отказ от профессии, к которой «лежит душа», по причине кажущейся ее недостаточной серьезности.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах — чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей — прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

6. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Многие совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира — спортсмена, политика, журналиста, артиста.

7. Незнание или недооценка некоторых своих физических особенностей и недостатков – серьезная ошибка при выборе профессии. С больным сердцем путь в летчики закрыт. Аллергикам противопоказаны профессии химика или парикмахера. Неразумно мечтать о работе, способной ухудшить состояние твоего здоровья.

     Итак, какую профессию выбрать, во-первых, нужно четко уяснить, чего вы хотите, какие у вас желания, цели, мечты. Именно ваши, а не друзей, родственников, родителей. На листе бумаги напишите список всего того, что вы мечтали сделать и кем хотите стать. Не забудьте про космонавта, путешественника и т. п. Не думайте, что это дурацкие фантазии, проанализируйте, в какой сфере они могут быть реализованы хотя бы частично. Составьте список тех моментов вашей жизни, когда необыкновенное чувство удовлетворения от проделанной работы охватывало вас. Помните, что людям нравится делать то, что у них хорошо получается. Подумайте, в каких сферах деятельности это может быть использовано. Задайте себе два вопроса: что связывает вместе ваши желания и интересы? Что делает вас по-настоящему счастливым?

     Данные рекомендации помогут вам избежать ошибки при выборе профессии и найти ту, которая будет вам по душе.

   Выбрать профессию по душе так же могут помочь тесты на профориентацию. Существует множество видов профориентационных тестов. Существуют американские, европейские, российские методики профессиональной ориентации, различие которых заключается в тех акцентах, которые делаются на области и цели исследования человеческих возможностей. Наиболее распространена методика академика Е.А.Климова, в ней профессии дифференцированы на пять сфер: общение, знаковая система, природа, техника, художественный образ».

В основе профориентационных тестов лежит принцип самооценки возможностей тестируемого для реализации различных видов деятельности, а также оценки своего эмоционального отношения к этой деятельности. Тестирование позволяет выявить наиболее интересную сферу деятельности: тестируемому предлагается оценить свои эмоции при выполнении какой-либо работы (положительные, нейтральные, отрицательные). Кроме того, многие методики тестирования позволяют соотносить уровень профессиональных предпочтений с ожидаемым от работы уровнем ответственности, образования и т.д.

     Тесты на профоориентацию есть практически на всех сайтах в интернете, так что ты вполне можешь пройти их дома самостоятельно, но все же лучше сделать это во время консультации с психологом. Он поможет тебе сделать наиболее верные выводы по полученным результатам теста и, в конечном итоге, определиться с выбором профессии. Каждый психолог, как правило, подбирает индивидуальную батарею тестов, с которой постоянно работает, и которая, с его точки зрения, дает оптимальный результат. Это могут быть и проективные методики, и опросники. Но самое главное при проведении профориентации — это личная беседа с психологом, поскольку тесты являются лишь инструментом для выявления определенных знаний и навыков, а также противоречий между ожиданиями человека и его реальными возможностями.

     В любом случае, не стоит относиться к выбору профессии, как к чему-то неизменному, что раз и навсегда определит вашу судьбу.

В конечном итоге решение принимаете ВЫ!

свернуть

Если тебе стало одиноко…

1. Изучай самого себя.

2. Ищи причину твоей неудовлетворенности.

3. Найди информацию по данной теме.

4. Ищи человека, который сможет тебя понять и, с которым ты будешь откровенен.

5. Не бойся говорить о своей проблеме. Проблемы есть у каждого, и все они решаемы.

6. Найди новое увлечение.

7. Познакомься с новыми людьми.

8. Необязательно иметь много друзей, некоторым достаточно одного, двух.

9. Для того чтобы иметь друзей, надо быть самому хорошим другом.

10. Помни, что каждый человек уникален и интересен по-своему.

11. Чтобы на тебя обратили внимание, стань интересным человеком.

12. Необходимо помнить, что для некоторых одиночество –  активное творческое состояние, благоприятная возможность для общения с самим собой иисточник силы.

13. Человек – большая тайна. Не жалей времени на изучение самого себя.

14. Помни о том, что у одиночества есть две стороны.

15. Если ты одинок, не ищи причину одиночества в других, ищи их в себе.

16. Если ты чувствуешь, что одинок, найди в этом плюсы и используй их с максимальной пользой для себя.

свернуть