Профориентация

Официальные сайты РБ, содержащие информацию по профориентационной работе:

  • Министерства образования Республики Беларусь:  edu.gov.by
  • Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.gov.by
  • Национального института образования: www.аdu.by
  • Академии последипломного образования: www.academy.edu.by
  • Республиканского института профессионального образования: www.ripo.unibel.by
  • Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь: www.giac.unibel.by
  • Республиканский центр профессиональной ориентации молодёжи:   rcpom.edu.by                                                  
  • Республиканский институт высшей школы: www.nihe.bsu.by
  • Республиканский институт контроля знаний: www.rikz.unibel.by

Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь находится на сайте: www.abiturient.by (сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса)

Словари, справочники о профессиях

Интернет-сайты по трудоустройству в Республике Беларусь:

Что нужно знать при выборе учебного заведения?

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

  • Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
  • По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
  • Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
  • Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?
  • Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
  • Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
  • Какова продолжительность обучения?
  • Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
  • Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?
  • Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?
  • Адрес учебного заведения и его полное название?

зона оптимального выбора

ХОЧУ – стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

МОГУ – возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

НАДО – потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.

свернуть

Топ 10 профессий

Топ 10 профессий

В современном мире ситуация на рынке труда стремительно меняется: недавно еще пользующиеся спросом профессии становятся неактуальными, появляются новые специальности. У людей постоянно меняются запросы и потребности, развиваются технологии, накладывают свои отпечатки экономические кризисы и пандемии.

Выбор профессии – вопрос непростой. Абитуриентам очень важно выбрать будущую специальность, которая будет актуальна и востребована. Важно, чтобы будущая работа приносила вам финансовое и эмоциональное удовлетворение, вдохновляла развиваться и совершенствоваться.

В этом материале приведен ТОП 10 самых востребованных профессий, которые будут пользоваться спросом в ближайшем будущем. Каждая из этих профессий востребована сейчас и по прошествии времени не утратит актуальность.

 ТОП 10 самых востребованных профессий

  • 1 место - IT-специалист
  • 2 место – Медицинский специалист
  • 3 место – Менеджер
  • 4 место – Маркетолог
  • 5 место – Дизайнер
  • 6 место – Педагог
  • 7 место – Финансовый аналитик   
  • 8 место – Психолог
  • 9 место – Инженер
  • 10 место – Переводчик
  1. IT-специалист

Информационные технологии – это очень объемная сфера деятельности. IT-специалисты разрабатывают программное обеспечение, создают сайты, сервисы, приложения, работают в области информационной безопасности. Это очень перспективная сфера деятельности, пожалуй самая востребованная из всех профессий. На специалистов в этой области есть постоянный спрос и с учетом развития технологий становится еще больше. Специалисты получают хорошие зарплаты. Дополнительным бонусом является возможность удаленной работы.

Профессии в этой сфере подойдут людям, обладающим аналитическим складом ума, которые хорошо разбираются в математике. Также важно знание английского.

 Основные направления профессии

  • Программист.Написание программ, создание сайтов и приложений.
  • Тестировщик.Тестирование программных продуктов, поиск ошибок, анализ юзабилити, предоставление итоговых данных разработчикам.
  • Системный администратор.Управляет компьютерными сетями, серверами и другим оборудованием передачи, хранения и обработки данных. Он обеспечивает работу информационной инфраструктуры предприятия: настраивает, поддерживает и развивает.
  • Project manager (PM).Отвечает за реализацию бизнес-идей, управляет всеми этапами создания проекта, контролирует сроки выполнения, выступает как посредник между заказчиком и командой.
  • Специалист кибербезопасности.Обеспечивает защиту информации и данных от несанкционированного доступа.
  • Разработчик игр и виртуальной реальности.Создает компьютерные игры и приложения для виртуальной и дополненной реальности. 

 Где получить образование 

  • БГУИР
  • БГЭУ
  • БГТУ
  • БГУ
  • БНТУ
  • АУПРБ
  • БрГТУ
  • БрГУ
  • ПГУ
  • ВГУ
  • ГомГУ
  • ГрГУ
  • БРУ

 Что сдавать

  • белорусский/русский язык
  • физика
  • математика
  1. Медицинский специалист

 специалисты были востребованы всегда и будут нужны в будущем. Врачи занимаются профилактикой и лечением болезней. Они исследуют пациентов, ставят им диагнозы, назначают лечение. Врачам приходится принимать важные решения, от которых напрямую зависит здоровье пациента. Это очень ответственная профессия.

 Основные направления профессии

  • Терапевт.Врач общей практики. Ставит диагноз, и, при необходимости, направляет пациента к более узкому специалисту.
  • Педиатр.Врач широкой специализации, работающий с детьми.
  • Гинеколог.Диагностирует и лечит женскую репродуктивную систему.
  • Стоматолог.Специализируется на лечении болезней и повреждений зубов, и других органов ротовой полости.
  • Онколог.Занимается профилактикой и лечением рака.
  • Фармацевт.Прекрасно разбирается в лекарственных препаратах, может изготовить нужную лекарственную форму, участвует в разработке новых препаратов, работает с документацией на препараты.

Это лишь часть направлений профессии. Их намного больше.

 Где получить образование

  • ВГМУ
  • ГГМУ
  • ГрГМУ
  • БГМУ

  Что сдавать

  • белорусский/русский язык(тесты)
  • химия
  • биология
  1. Менеджер

 Профессия менеджер – это довольно широкое понятие, которое может включать целый ряд должностей: от специалиста по работе с клиентами, до генерального директора. От него напрямую зависит эффективность работы компании или предприятия. 

 Основные направления профессии

  • Проекта.Руководитель нижнего звена. Управляет исполнителями, распределяет работу, оценивает деятельность, отчитывается перед руководством за выполнение плана.
  • Среднего звена.Имеет в подчинении других руководителей более низкого звена. 
  • Высшего звена.Руководитель высшего звена. Отвечает за деятельность всей компании. Подчиняется непосредственно владельцам компании, совету директоров, акционерам.
  • По персоналу.Отвечает за подбор персонала, обучение сотрудников, следит за соблюдением трудового законодательства.
  • По закупкам.Работает с поставщиками, занимается закупкой товаров, материалов, комплектующих.
  • Персональный.Сотрудник, которого закрепляют за ключевыми, самыми важными клиентами. 
  • По продажам.Занимается продажей товаров и услуг, поиском новых клиентов.
  • По рекламе.Отвечает за продвижения на рынке сбыта товаров и услуг компании. 

Все направления довольно престижные и хорошо оплачиваются.

Где учиться для получения образования

  • БарГУ
  • БГАТУ
  • БелГУТ
  • БГУФК
  • БНТУ
  • ГрГУ Янки Купалы
  • БГУКИ
  • ИСЗ А. М. Широкова
  • БГУ
  • Академия управления при Президенте Республики Беларусь
  • БГПУ М. Танка
  • Минский филиал РЭУ Г.В. Плеханова
  • МГЭИ А. Д. Сахарова БГУ

Что сдавать

  • белорусский/русский язык(тесты)
  • математика
  • иностранный язык
  1. Маркетолог

Маркетологи занимаются продвижением товаров, услуг и целых брендов, разрабатывают рекламные кампании, посредством которых стремятся повысить покупательский спрос и прибыль компаний. Маркетологи проводят анализ целевой аудитории и подбирает оптимальные способы воздействия на потребителей. 

Маркетинг – это неотъемлемая часть бизнеса, поэтому будет всегда востребованным и хорошо оплачиваемым. 

Наиболее популярные направления профессии

  • Контент-маркетинг.Написание текстов для сайта компании, блогов, порталов, создание графических материалов.
  • Бренд-менеджер.Стремится сделать бренд узнаваемым и продаваемым. Занимается продвижением марки, контролирует анализ рынка перед запуском новой продукции.
  • Специалист по продукту.Курирует продукцию на всех этапах: от разработки и до продвижения. Как правило специализируется на определенном продукте.
  • Специалист по маркетинговым исследованиям.Занимается проведением исследования рынка, сбором данных.
  • Интернет-маркетинг.Продвижение бренда в интернете, разработка различных рекламных акций и предложений.
  • SMM-специалист.Занимается продвижением бренда и рекламой в различных соцсетях. Он пишет посты, снимает сторис, размещает акции и спецпредложения.
  • Таргетолог.Настраивает и размещает рекламные объявления в социальных сетях.

Где учиться специальности

  • БарГУ
  • БГСХА
  • БГТУ
  • БГУИР
  • БРУ
  • БИП
  • БрГТУ
  • БТЭУ
  • ГрГУ им. Янки Купалы
  • ГГТУ им. Сухого
  • ИПД
  • Международный университет МИТСО
  • БГЭУ
  • Бобруйский филиал БГЭУ
  • БГАС
  • МИУ
  • ПолесГУ
  • Институт бизнеса БГУ
  • ВГТУ

Что сдавать       

  • белорусский/русский язык
  • математика
  • иностранный язык
  1. Дизайнер

Профессия дизайнер - очень широкая и очень востребованная профессия. Специалист создает внешний вид любого предмета: от смартфона, до целого городского квартала. Все, что создается руками человека, требует визуального оформления. Поэтому профессия дизайнера нужна во всех сферах человеческой деятельности.

 

Направления работы по профессии

  • Графический дизайн.Создание рекламных материалов.
  • Имидж человека.Дизайн одежды, обуви, украшений и др.
  • Архитектор.Дизайн зданий, сооружений, объектов городской инфрастуктуры.
  • Ландшафтный.Оформление наружного пространства, территории.
  • Дизайн интерьера.Оформление помещений.
  • Промышленный.Дизайн различных предметов: ручки, мебель, автомобили.
  • Световой.Оформление мероприятий, световое оформление объектов.

 

Где учиться

  • БГАИ
  • БНТУ
  • БрГТУ
  • ВГУ имени П.М. Машерова
  • ГрГУ им. Янки Купалы
  • ИСЗ имени А. М. Широкова
  • БГУ
  • МИУ
  • ПГУ им. Евфросинии Полоцкой
  • ВГТУ

Что сдавать

  • русский/белорусский язык
  • история Беларуси
  • творчество (рисунок, композиция)

  

  1. Педагог

Именно педагоги обучают школьников и студентов - будущих профессионалов в любой сфере. Работа учителя очень ответственна. Педагог должен обладать необходимыми знаниями и навыками для успешного обучения ребят нужным дисциплинам. В современном мире грамотный учитель должен владеть всеми современными веяниями в области обучения и своей специализации.

Хорошие педагоги нужна как в школах и ВУЗах, так и в частных организациях, которые занимаются проведением курсов, тренингов.

Сейчас в свете развития технологий многие занимаются самообразованием, но, несмотря на это, потребность в квалифицированных педагогах остается актуальной.

 Где учиться

  • БарГУ
  • БрГУ А. С. Пушкина
  • ВГУ П.М. Машерова
  • ГрГУ Янки Купалы
  • БГПУ М. Танка
  • МГУ Кулешова
  • МГПУ Шамякина

 Что сдавать

  • белорусский/русский
  • профильные предметы (в зависимости от специализации)

 

  1. Финансовый аналитик

Финансовый аналитик – специалист, который помогает инвесторам и компаниям грамотно управлять финансами, оценивает риски и потенциальную выгоду, помогает выбрать перспективные направления инвестиций, анализирует финансовую отчетность и формирует прогнозы на краткосрочное и долгосрочное будущее, помогает бизнесу выйти из кризиса. 

Сейчас постоянно растет спрос на специалистов, владеющих знаниями в области управления финансами, финансового анализа.

Специальность подходит людям с аналитическим складом ума. 

Задачи, которые решает специалист в области финансов

  • Отслеживание тенденций на мировом рынке.
  • Составление бизнес-планов и финансовых планов.
  • Оценка уровня риска.
  • Анализ финансовой отчетности и показателей.
  • Изучение ценных бумаг, бухгалтерского баланса.
  • Оценка целесообразности вложений и инвестпроектов.
  • Оценка финансового состояния и кредитоспособности юридических и физических лиц.
  • Формирование прогнозов и рекомендаций на основе анализа различных данных.

 

Где учиться

  • БГСХА
  • БРУ
  • БрГТУ
  • БТЭУ
  • ГГУ Франциска Скорины
  • ГГАУ
  • ГрГУ Янки Купалы
  • ИПП
  • Международный университет МИТСО
  • БГУ
  • БГЭУ
  • МИУ
  • ПолесГУ
  • ПГУ Евфросинии Полоцкой
  • Частный институт управления и предпринимательства
  • ВГТУ

 Что сдавать

  • белорусский/русский
  • математика
  • иностранный язык

 

  1. Психолог

В современном мире все более востребованными становятся услуги психологов. Психолог помогает справиться со стрессом, дает советы и рекомендации как решить проблему. 

Психологи ведут частную практику и работают в штате крупных корпораций. Профессия очень перспективна, спрос на услуги ее представителей будет еще больше расти в будущем.

Основная задача психолога – помочь людям использовать свои психологические ресурсы наиболее эффективно как в личной жизни, так и в карьере.

 Где учиться для получения образования

  • БарГУ
  • БГУФК
  • БИП
  • БрГУ А. С. Пушкина
  • ВГУ П.М. Машерова
  • ГГУ Франциска Скорины
  • ГрГУ Янки Купалы
  • БГУ
  • БГЭУ
  • БГПУ М. Танка
  • МИУ
  • МГУ Кулешова
  • ПГУ Евфросинии Полоцкой
  • Филиал РГСУ в г. Минске
  • ВА РБ
  • МГПУ Шамякина

Что сдавать

  • белорусский/русский
  • биология
  • история Беларуси

  

  1. Инженер

Инженеры нужны во всех сферах производства. Представители профессии разрабатывают и создают устройства, конструируют, проектируют различное оборудование и сложные механизмы. Инженеры создают автомобили, ракеты, всю современную технику. Именно инженеры способствуют техническому прогрессу. Поэтому сейчас профессиональные инженеры очень актуальны и востребованы.

 Направления работы по профессии

  • Технолог.Работает в химической и пищевой промышленности, металлургии, фармацевтике и др. 
  • Строитель (проектировщик).Проектирует конструкции зданий, следит за строительством объектов.
  • Связи и телекоммуникаций.Обеспечивает работу мобильной, телефонной и спутниковой связи.
  • Радиотехник.Разрабатывает все для радиотехнической промышленности.
  • Атомщик.Создаёт, рассчитывает, проводит эксперименты, внедряет ядерные технологии.
  • По ракетостроению.Разрабатывает, испытывает и участвует в производстве ракет и космической техники.
  • Энергетик.Разрабатывает системы энергетического обеспечения.
  • По бурению.Работает в нефтегазовой промышленности.

Где учиться

  • БГУИР
  • БНТУ
  • БГТУ
  • МИУ
  • ВГУ П. М. Машерова
  • ГГУ Франциска Скорины
  • БарГУ
  • БрГТУ
  • ВГТУ
  • ГГТУ П. О. Сухого
  • ПолесГУ
  • ПГУ
  • БГУ   
  • МГУП 
  • БрГУ А. С. Пушкина
  • ГрГУ Янки Купалы
  • ГГАУ
  • БИП 
  • БелГУТ

 

Что сдавать

  • белорусский/русский
  • математика
  • физика/химия
  1. Переводчик

 – это специалист, который может перевести текст или речь с одного языка на другой. Для этого переводчик должен не только в совершенстве владеть иностранным языком, знать тонкости и нюансы, но и своим родным. 

Сам перевод бывает устным и письменным и в свою очередь делится на несколько специализаций. Каждая специализация требует определенных профессиональных качеств, но для всех требуется максимально полно и верно передать суть.

На рынки приходят иностранные компании, отечественные компании экспортируют за рубеж товары и услуги. Все это требует уверенного владения иностранным языком, а услуги переводчиков пользуются все большим и большим спросом.

Где учиться

  • ВГУ П.М. Машерова
  • ГГУ Франциска Скорины
  • ГрГУ Янки Купалы
  • ИПД
  • Международный университет МИТСО
  • Гомельский филиал Международный университет МИТСО
  • БГУ
  • МГЛУ
  • МГУ Кулешова
  • ПГУ Евфросинии Полоцкой

 Что сдавать

  • белорусский/русский
  • история Беларуси
  • иностранный язык

 

·         Какую профессию выбрать абитуриенту

  • Выбирая профессию будущего, стоит делать упор на специальности, которые в будущем будут пользоваться спросом. Также важным аспектом выбора профессии являются ваши личные предпочтения и пристрастия. Выбирайте то, чем вам будет интересно заниматься, в какой сфере захочется развиваться и совершенствоваться
  • Стремительно бегущее время и развитие технологий диктуют необходимость постоянного повышения уровня профессионализма и дообучения представителей перспективных специальностей и профессий в соответствии с необходимостью решения конкретных задач. Поэтому упор стоит делать на овладение базовыми, фундаментальными знаниями специальности с учетом дальнейшего развития в необходимом направлении.

 

 

 

свернуть

Темперамент и стиль деятельности

Каждый учащийся должен сделать выбор, где он будет продолжать обучение после школы. И для того, чтобы не ошибиться, необходимо учитывать свои индивидуальные особенности. Такие индивидуальные особенности как интересы, склонности весьма непостоянны и изменчивы. Поэтому нужно стимулировать их развитие. Однако есть и другой тип индивидуальных особенностей, которые изменить практически нельзя, но невозможно и не обращать на них внимания, т.к. они влияют на деятельность, на поведение, на взаимоотношения с окружающими. К таким особенностям и относится темперамент.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Сегодня существует несколько разных типологий темперамента, но чаще всего наблюдаются те четыре типа, которые известны нам из классического учения о темпераментах: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. В большинстве случаев в людях сочетаются черты всех четырех типов темперамента, один из которых выражен сильнее, а другие слабее.

Можно говорить не о темпераменте, а о «темпераментной структуре», которая включает в себя все типы. Темперамент непосредственно сказывается на стиле работы, хотя степень его влияния на труд зависит от производственных условий и подготовленности рабочего или учащегося к данному виду труда и его направленности.

Стиль работы – это совокупность манер поведения работника в труде, выражающаяся в целеустремленности, интересе, продолжительности врабатываемости, в темпе и производительности труда, в ритмичности трудового процесса, в требовательности к качеству результатов труда.

Сангвиник может быть надежным в любой работе, кроме автоматической, однообразной и медлительной. Он более способен к живой, подвижной деятельности, требующей смекалки, находчивости и активности. Сангвиник обычно целеустремлен, работает не ради самой работы по необходимости, а с определенной целью достичь желаемого, причем настойчиво и терпеливо добивается намеченного результата. Но эта целеустремленность и настойчивость проявляются им, когда работа разнообразна и удовлетворяет его склонность к смене впечатлений. Во всех делах в меру сдержан и спокоен. Однако не терпит помех в работе с чьей-либо стороны. В случае таких задержек в работе часто «опускает руки», проявляет уже безразличие к делу и даже апатию.

Холерик наиболее успешно выполняет работы с ярко выраженной цикличностью, где в какие-то периоды рабочего цикла требуется максимальное напряжение сил, а потом деятельность сменяется более спокойной работой другого характера до следующего цикла. Но он может со временем приспособиться и к равномерному ритму работы, которую хорошо освоит, и будет иметь в ней неизменный успех. Следует иметь в виду, что холерический темперамент более других способствует напряженности при выполнении опасных и ответственных действий, в которых допускаются те или иные неточности. Поэтому очень важно побуждать и укреплять его уверенность в успехе. Ему свойственно плохое самообладание. В случаях неудач – а они в период обучения у него бывают часто – он может принять опрометчивые решения.

Холерикам предписывается деятельность, позволяющая установить нормальный порядок в труде и отдыхе, работу умеренно-деятельную, поскольку утомляющие физические и умственные занятия неблагоприятны для представителей данного типа темперамента. Вместе с тем они не должны выбирать профессию, требующую сидячего образа жизни, а также занятий, связанных с длительным пребыванием у огня (горны, печи) и, вообще, с высокими температурами, так как это тоже вредно для их здоровья.

Флегматику наиболее соответствует такая учебная и производственная работа, где нет необходимости в быстром выполнении сноровистых и разнообразных действий. Флегматик приступает к работе не спеша, но готовится к ней обстоятельно, ничего не упуская из поля своего внимания. Врабатывается в нормальный ритм сравнительно долго. Темп работы не высок. Однако благодаря обстоятельной подготовке к работе, упорству и настойчивости производительность его труда может быть вполне удовлетворительной. Он требователен к качеству своей работы, но не стремится сделать больше и лучше, чем от него требуется. Не склонен к смене видов деятельности и их целей. Более расположен к однообразной, хорошо им освоенной работе. Флегматика приходится поторапливать. И при этом, учитывая его упорство и настойчивость в работе, а также то, что он и без понукания работает с большим, хотя и не ярко выраженным, напряжением, его нельзя упрекать в медлительности, потому что это его свойство не зависит от его воли. Его нужно поторапливать, помогая и подбадривая, но не лишая самостоятельности в действиях и излишне не опекая.

Меланхолик в отношении эмоциональной возбудимости и впечатлительности – полная противоположность флегматику. Некоторое сходство их можно заметить лишь в вялом реагировании на раздражители, поступающие из окружающей среды, и в медлительности действий, хотя причины вялости и медлительности у них различны. Он может вполне успешно работать в спокойной и безопасной обстановке, не требующей от него быстрых реакций и частой смены характера деятельности. Однако длительное время, переживая обиды и даже незначительные «уколы» самолюбия, часто отвлекается в своих мыслях от выполняемой работы, допуская невнимательность и ошибки, поэтому врабатывается в нормальный ритм труда медленно и сохраняет его недолго в результате периодических появлений апатии и вялости. Темп работы непостоянен. Плодотворность труда может быть весьма высокой при бодром настроении и низкой – при подавленном. Предпочитает работать в одиночку. Благодаря своей высокой чувствительности, он легко улавливает и понимает тонкости в поведении людей, окружающем его мире, а так же в искусстве, литературе, музыке. Меланхолику подходит работа, требующая внимания, умения вникнуть и проработать мельчайшие детали. Ему противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями.

Следует отметить, что любая группа людей работает эффективней, если в ней есть представители всех темпераментов. Меланхолики первыми чувствуют, в каком направлении надо начинать поиск. Холерики выполняют функции бесстрашных разведчиков. Сангвиники являются источником положительных эмоций и постоянно генерируют неожиданные идеи. Флегматики анализируют информацию и предлагают взвешенное решение.

Таким образом, влияние свойств нервной системы (силы, подвижности, уравновешенности) и связанных с ними типологических особенностей личности на мотивацию деятельности проявляется в том, что у людей с определенным темпераментом обнаруживается предпочтение определенному типу профессиональной деятельности.

 

свернуть

Расширен перечень лицеев, выпускники которых могут поступать в свой вуз без вступительных испытаний

В соответствии с Постановлением Министерства образования №9 от 17 января 2024 года расширен перечень вузов, выпускники-лицеисты которых могут быть зачислены без вступительных испытаний.

В 2024 году поступить в свой университет смогут выпускники лицеев Белорусского государственного университета, Белорусского национального технического университета, Витебского государственного университета им. П.М.Машерова, Белорусско-Российского университета и Полесского государственного университета.

Чтобы воспользоваться возможностью и поступить в свой вуз без вступительных испытаний выпускник лицея должен иметь в аттестате отметки не ниже 9 (девяти) баллов по учебным предметам, соответствующим предметам профильных испытаний, по всем остальным учебным предметам – не ниже 8 (восьми) баллов.

Поступить по данной траектории выпускникам лицеев можно на все специальности своего вуза за исключением специальностей «Международные отношения», «Международное право», «Правоведение», «Экономическое право», «Государственное управление и право», «Востоковедение», а также специальностей, предметами профильных испытаний которых являются «Творчество», «Физическая культура и спорт».

свернуть

Ошибки при выборе профессии

Так уж повелось, что давать советы, в том числе и по поводу вопроса «кем быть», очень любят многие наши соотечественники. Тем не менее обоснованно порекомендовать что-то в такой серьезной сфере, как профессиональное самоопределение, можно только при совпадении нескольких условий.

Это: знание специфики тех профессий, о которых идет речь, а также ситуации на рынке труда; знание индивидуально-психологических особенностей того, кто совершает выбор; понимание сути психологических проблем, возникающих на разных этапах профессионального самоопределения.

Понятно, что обоснованно рассуждать об этом может либо специально подготовленный профессионал (психолог, работник службы занятости), либо тот, кто очень хорошо знает вас и знаком на собственном опыте с определенной группой профессий. 

Ориентироваться только на такие признаки, как престижность и/или доходность.

Распространенное заблуждение состоит в том, чтобы рассматривать престижную профессию саму по себе как источник дохода – дескать, деньги достаются просто за то, что человек ею обладает. Тут нужно понимать следующее.

Во-первых, оплачивается ведь не профессия, а должность, то есть выполнение конкретных функций в той или иной организации. Конечно, потенциальный уровень доходности в разных областях деятельности различается, но дело здесь прежде всего не в профессии как таковой, а в месте работы человека, его статусе, уровне мастерства, балансе спроса и предложения на рынке труда.

Во-вторых, те профессии, что воспринимаются как престижные, на самом деле далеко не обязательно самые доходные. Ведь желающих заниматься ими обычно оказывается гораздо больше, чем реально требуется. Так, к примеру, средний уровень доходов квалифицированных рабочих в последние годы выше, чем экономистов или юристов, однако сравните конкурсы на обучение этим специальностям...

Кроме того, само понятие «престижность» весьма относительно: оно зависит от круга общения (в глазах разных людей престижными видятся совершенно разные виды труда) и довольно быстро меняется со временем. 

Выбирать профессию, не имея о ней достоверной информации.

Большинство молодых людей, размышляющих о дальнейших образовательных планах или о трудоустройстве, вообще очень мало осведомлены о том, какие бывают профессии и чем занимаются их представители. В результате ребята оказываются в ситуации выбора кота в мешке.

Анализируя, подходит ли вам та или иная профессия, я бы порекомендовал в первую очередь найти информацию о том, как, собственно, складывается типичный рабочий день ее представителей, сколько времени на какую конкретно деятельность они тратят. Сущность ведь не в названии профессии, а в том, что именно и в каких условиях предстоит делать.

Важно задуматься и над такими вопросами. Какие требования профессия предъявляет к способностям человека и что за противопоказания имеет, какой уровень подготовки необходим для овладения ею, где ее можно получить, дает ли она перспективы карьерного роста и с чем именно они связаны, востребована ли профессия на рынке труда. 

Ставить знак равенства между профессией и учебным предметом.

Распространенное заблуждение школьников, а подчас и студентов состоит в том, чтобы фактически ставить знак равенства между учебным предметом и какой-то областью профессиональной деятельности, рассуждая по принципу: «нравится литература, значит, буду литератором». Но что это за профессия такая, позвольте спросить? Автор художественной литературы, что ли? Конечно, в принципе возможен и такой вариант, но куда чаще речь идет о множестве других видов профессиональной деятельности. Можно быть редактором, корректором, преподавателем русского языка и литературы, переводчиком, научным сотрудником в области филологии и т. д. Все это разные профессии, и деятельность их представителей не очень-то похожа на ту, что выполняют школьники на уроках литературы.

Это рассуждение касается и других учебных предметов. Они представляют собой не профессии, а определенные области знания, основами которых нужно овладеть, в том числе и для профессионального становления. 

Переносить отношение к человеку, представителю определенной профессии, на профессию как таковую.

Если нам нравится или не нравится конкретный человек, это ни в коей мере не является характеристикой его специальности и не свидетельствует о том, что и нам стоит ею заниматься. «Хороший человек» – это не профессия. Конечно, на него хочется быть похожим, но касается это личностных качеств и общего отношения к труду, а не подменяет способности к конкретному виду деятельности.

А если, наоборот, нам повстречался кто-то неприятный, отталкивающий? Подчас это может отвратить и от его профессии: «Не хочу быть на него похожим». Но ведь, согласитесь, в тех же обстоятельствах возможен и прямо противоположный вывод: «Стану хорошим представителем этой профессии, а не таким, как он»!

Так что вывод о том, как на кого реагировать, а также ответственность за профессиональный выбор все равно остаются за нами. 

Выбирать профессию «за компанию».

По сути, за этой позицией стоит уход от личной ответственности за принятие решения. Но иногда, кстати, такой выбор может оказаться успешным – ведь в компании чаще всего собираются люди, способности и интересы которых в значительной степени совпадают. Однако это именно элемент везения-невезения, а не следствие осознанного и осмысленного решения. 

Подменять выбор профессии выбором уровня образования или места его получения.

Более оправданна позиция, когда человек сначала решает, чем бы он хотел заниматься, а потом рассматривает возможные варианты получения конкретной профессии, а не исходит из желания учиться в определенном месте или просто получить высшее образование как таковое, не важно по какой специальности.

Если абитуриент, желая овладеть определенной профессией, не смог поступить учиться именно туда, куда хотел изначально, логичнее сохранить верность профессии и поискать другие варианты ее получения. Например, пойти получать не высшее, а среднее специальное образование, имея в виду, что в перспективе будет возможность продолжить обучение и в вузе. Это лучше, нежели поступать на заведомо неинтересную для себя специальность, пусть даже и в престижном университете. 

 

Игнорировать собственные способности и интересы.

Иногда люди считают это вообще не важным (дескать, буду делать что угодно, лишь бы хорошо платили). Но ведь человек не сможет достигнуть высоких результатов в той работе, которая не отвечает его индивидуальным особенностям или заниматься которой ему просто неприятно. Кроме того, вряд ли такой человек будет ощущать себя счастливым, понимая, что он «выкидывает из жизни» огромное количество времени и сил в обмен на деньги.

Еще одна причина такой ошибки – незнание собственных способностей и интересов. Невозможно сказать, понравится ли работа и будет ли она хорошо получаться, не попробовав себя в чем-то подобном. Конечно, далеко не всякие работы удастся попробовать на личном опыте, предварительно не получив соответствующее образование. Но в таких случаях можно судить о склонности к ним по косвенным признакам: интерес к конкретной сфере, желание активно получать информацию о деятельности таких специалистов, легкость осмысливания и запоминания этих сведений. 

 

свернуть

Как правильно выбрать профессию

Оканчивая школу, становишься на путь выбора профессии. Выбор профессии должен быть самостоятельным и сознательным. Осуществить этот сознательный выбор помогут рекомендации психолога:

  1. Подумайте, какая профессия могла бы стать Вашей. Составьте себе обзорную ориентировку в мире профессий, включая сведения об основных требованиях к личным качествам людей, предъявляемых данной профессией.
  2. Изучите свои интересы, склонности, способности. Интересами называют у человека побуждения познавательного характера. Интерес – это то, что я «хочу знать». Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Склонность – это то, что я «хочу делать». Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Поэтому включайтесь в разные виды деятельности. Не бойтесь менять увлечения. Поиск предполагает смену направлений. О способностях можно судить по успехам в учебе и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности вне школы.
  3. Выясните, позволяет ли Ваше здоровье заняться избранным делом. Выбирая профессию, важно проконсультироваться с врачом, так как некоторые профессии противопоказаны (не рекомендуются) при тех или иных особенностях организма, отклонениях в состоянии здоровья.
  4. Выберите профессию, учитывая реальные возможности и ограничения. Ограничения могут быть обусловлены личностными особенностями, семейными обстоятельствами, состоянием здоровья. Проанализируйте возможности и ограничения: выделите те, с которыми нельзя не считаться, с которыми лучше считаться, и те, которыми можно пренебречь. Взвесьте все «за» и «против», примите во внимание разумные доводы, не делайте поспешных выводов.
  5. Узнайте, пользуется ли спросом выбранная профессия на рынке труда. В своей школе и на этом сайте вы можете получить необходимую информацию на тему «Куда можно пойти учиться и работать». Это может быть: рассказ учителя о профессиях, связанных с преподаваемым им предметом; рассказ представителя той или иной профессии; рассказ учащегося, специально собравшего материал о профессии, которая его заинтересовала; специально организованная школой экскурсия на предприятие, в учреждение, в профессиональное учебное заведение. Много полезных сведений о перспективных профессиях предоставляет пресса (журналы, газеты), радио и телевидение.
  6. Выберите учебное заведение, в котором можно получить необходимую квалификацию. Узнайте, какие формы обучения имеются, и какие пути получения профессии (будут ли это краткие курсы или обучение займет несколько лет).
  7. Ознакомьтесь с общей структурой типичных учреждений, предприятий, объединений той отрасли, в которой собираетесь в будущем работать. Каждая из выделенных выше областей является огромной и сложной системой. На каждом предприятии, в учреждении, в производственном объединении существует определенная иерархия должностей, разделение труда. Отсюда вытекает понятие «специальность», которое соответствует разновидностям областей труда в пределах профессии.

Желаем сделать правильный выбор

 

свернуть

Значение правильного выбора профессии

Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание – одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

Негативные последствия ошибок в выборе профессии зачастую не учитываются и не просчитываются. Приведем мнение известного публициста: «Взяв дело не по способностям, заняв не свое место, трудно, а может быть и невозможно быть честным человеком вообще». Все верно.

Бездарный работник, как правило, самоуверен, предрасположен ко лжи, лени, зависти, лести, а порой и вымогательству. Тем самым он пытается заполнить пустоту души и кармана. Французский мыслитель Сен-Симон писал, что причиной почти всех неурядиц в обществе становятся «неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти». Сказанное справедливо не только по отношению к «высоким» интеллектуальным профессиям, но и к самым простым, рядовым. Бездарный политик, военачальник, менеджер, юрист, врач – подлинное бедствие. Но немало неприятностей и ущерба от неумелого сантехника, телемастера, токаря и пекаря, у которых руки и голова явно не подходят для выполняемой работы. Халтура и брак не только экономически, но и нравственно обедняют общество. Между тем, по обобщенным данным, 20–30% работников в различных сферах деятельности не на своем месте, о чем свидетельствуют невыполнение норм выработки, должностных инструкций, чрезмерное утомление, чреватое серьезными недугами. А 70–80% рабочих и специалистов не удовлетворены выбранной профессией по указанным и другим причинам. Чем сложнее, ответственнее работа, тем больше подобных случаев.

Проблема выбора профессии имеет объективные истоки и основания. Каковы они? Между людьми, как и между профессиями, существуют устойчивые различия. Так, по скорости реакции, осознания информации и принятия решений разброс показателей в большой группе людей достигает 3-4 раз; выявлены также значительные – порядка 1120 – вариаций темперамента и характера. Определенное сочетание тех или иных особенностей человека явно или неявно тяготеет к конкретным группам профессий. Соединив подходящего человека с соответствующей его индивидуальным особенностям профессией, должностью, получаем большой выигрыш в повышении производительности и качества труда, сокращении травматизма, профзаболеваний, росте благосостояния, дохода, удовлетворенностью трудом и жизнью. Таковы эффекты и потенциал правильного выбора профессии.

Памятка выбирающему профессию

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:

  • Изучи глубже самого себя: разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
  • Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
  • Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти по больше книг, статей, журналов. Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.
  • Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и – действуй!
  • Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.
  • Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.
  • Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!

 

свернуть

Профориентация: алгоритм выбора будущего

Смотреть здесь

свернуть