Советы психолога

Не дай себя одурманить

Пиво всегда считалось классическим стартовым напитком, с которого начинали практически все алкоголики, постепенно переходя к более крепким снадобьям. А у молодежи алкоголизм формируется в 3-4 раза быстрее, чем у взрослых, и имеет более злокачественное течение.

ПИВО –  вовсе не безвредный напиток.

  • Содержание этилового спирта в нем от 3-7% до 12%.
  • Как и всякий алкогольный напиток, пиво вызывает опьянение и формирует зависимость.
  • По вредному воздействию на организм пиво может сравниться разве что с самогоном.

Если подросток выпивает 3-4 раза  в месяц – это уже злоупотребление и очень серьезное.

Статья 17.3 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями): 

 «Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств или психотропных веществ, их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения» влекут наложение штрафа в размере до 8 базовых величин, повторно в течение года после наложения административного взыскания – от 2 до 15 базовых величин, а с 18 лет возможен административный арест до 15 суток.

свернуть

БЕРЕГИТЕ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОМАНИИ!

БЕРЕГИТЕ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОМАНИИ!

 

Никогда не избегайте неприятных тем в разговоре с ребенком.

Мы любим наших детей. Любим еще с того момента, когда узнали, что они появятся на свет. Мы хотим, чтобы наши дети были здоровы и счастливы. Мы стараемся, чтобы у них были лучшие коляски и погремушки, лучшие яблоки и черешня, лучшие книжки и лучшие гаджеты.

Мы стараемся научить их всему, что поможет им всегда быть успешными и независимыми. Мы стараемся уберечь их от лишних тревог и ненужных разочарований, заслонить от несправедливости и жестокости пока еще не до конца известной и не до конца понятной жизни. Мы точно знаем, что некоторые слова просто не могут употребляться рядом со словом «дети».

Но все чаще и все громче звучит совершенно немыслимая конструкция «детская наркомания», которую и словосочетанием назвать невозможно, потому что эти слова просто нельзя сочетать. И мы, взрослые и умудренные жизненным опытом люди, приходим в настоящий ужас, когда понимаем, что эти страшные слова могут коснуться любого подростка. Что делать? Как защитить? Как предупредить о смертельной опасности?

Детская и подростковая наркомания – насколько серьезна эта проблема? Каких подростков эта беда наверняка не коснется? Кто может считать своего ребенка вне зоны риска?

Всемирная Организация Здравоохранения располагает доказанными данными, что если в стране наркотики употребляют более 7% граждан, то неминуемы процессы деградирования всего общества. А если речь идет о детях?

Кто-то тешит себя надеждами, что разумные современные подростки все понимают и не совершат никакой глупости… Что же, кого-то эта чаша действительно обойдет стороной, а кому-то придется испить ее до самого дна. Но вот кто же попадает в эту очень страшную и смертельно опасную группу риска?

Конечно же, можно сказать, что официально подростков-наркоманов в стране немного. Но это и преступления, и болезни, и смерти… И несмотря на весь ужас ситуации и на попытки остановить эту ужасающую тенденцию, количество несовершеннолетних наркоманов постоянно увеличивается.

Внимание! 

Исследования, которые проводились в разных странах, свидетельствуют, что привыкание подростков к алкоголю и наркотикам развивается в несколько раз быстрее, чем у взрослых, а разрушающее действие этих веществ на организм подростка в несколько раз сильнее, чем на организм взрослого.

Надо полагать, что любой здравомыслящий взрослый человек, любой родитель понимает, какую опасность представляет собой наркомания. Но что с этим можно поделать, если даже меры, которые предпринимаются на государственном уровне, оказываются не очень действенными?

Прежде всего, родители должны понимать, почему их дети решаются сначала попробовать, а потом и по-настоящему употреблять наркотические средства, какими бы они ни были.

Так почему же это происходит? Почему подростки «ведутся» на предложение «хотя бы попробовать»?

Во-первых, очень часто сегодняшним подросткам просто нечем себя занять. Люди всего лишь немного постарше прекрасно помнят, что раньше у школьников практически не было свободного времени: музыкальная школа (за вполне вменяемые деньги) спортивные секции (бесплатно), кружки (какие угодно), студии, бесконечные экскурсии, подготовка праздников и торжеств, фестивали и конкурсы на любой вкус – опять же, все бесплатно.

Сегодня подростки предоставлены сами себе, им не с кем поговорить, потому что все взрослые очень заняты (это действительно так, потому что очень сильно поменялась структура доходов семьи и родители часто озабочены только тем, как прокормить и одеть ребенка, – на остальное не хватает ни сил, ни времени). Кстати, выкладывать свои чувства, мысли, тревоги и сомнения любому взрослому подросток не будет, а откроется только тому, кто вызывает уважение и доверие. А много ли таких взрослых, если большинство заняты или им попросту все равно?

Кроме того, очень жаль, но ни самые современные гаджеты, ни книги не заменят общение со сверстниками, потому что именно так приобретается жизненно необходимый социальный опыт. А вот что получит подросток от этого общения, особенно если учесть всеобщую подростковую неприкаянность?

Огромное количество подростков  чувствуют себя никому не нужными, одинокими, брошенными, нелюбимыми. Они действительно хотят самоутвердиться. Но как? А доза наркотического вещества – вот она. И можно почувствовать себя почти гениальным Фредди Меркьюри, и мир тут же становится веселым и цветным, и знакомые пацаны тут же понимают твою крутость и самостоятельность, и любая проблема кажется мелкой или вообще исчезает…

И как объяснить подростку, что все это не так?

Прежде всего, любой взрослый должен отчетливо понимать, что если подросток уже употребляет наркотики, то разговорами и уговорами ему уже не поможешь – нужна немедленная помощь специалистов (наркологов, психиатров, психологов).

Разговор о наркотиках и наркомании нужен с теми, кто это зелье не употребляет, чтобы этого никогда не случилось.

Как же разговаривать с подростком на такую сложную тему?

Просто прочитать лекцию? Регулярно сообщать какие-то сведения? Ругать, предупреждать, угрожать? Думается, что все эти способы не будут какими-то особенно действенными: подростки не любят назидательности, надоедливости и угроз.

Внимание! 

Очень важно, чтобы категорический отказ от наркотиков стал личным и сознательным выбором подростка.

Но как достичь этого?

Прежде всего, взрослые должны постоянно помнить, что их дети всегда видят и оценивают их поступки, и что любой поступок родителей так или иначе становится положительным или отрицательным примером для любого ребенка. Причем даже не в том смысле, что ребенок оценивает, хорошо или плохо поступают взрослые, а в том смысле, что каждый ребенок принимает или не принимает модель поведения, которая принята в семье.

Давно известно, что дети некурящих родителей потянутся к сигарете с гораздо меньшей долей вероятности, что при отсутствии семейных традиций и привычек распития спиртных напитков риск для детей увлечься алкоголем тоже становится гораздо ниже. А слова о вреде курения, произнесенные курящим отцом, вне всякого сомнения, не будут иметь никакого воздействия, кроме того, что ребенок, сколько бы лет ему ни было, получит наглядный урок двойных стандартов. Плюс еще и вечное «почему это ему можно, а мне нет?».

Сформированное на подсознательном уровне недоверие к словам родителей непременно обернется какими-то проблемами, и хорошо, если эти проблемы будут из разряда неприятностей, а не из разряда беды.

Невозможно формировать у ребенка здоровое отношение к жизни, включая питание, привычки, режим дня, общение, если попытки предпринимает взрослый, который считает здоровый образ жизни ничего не значащей ерундой. Причем формирование привычек и отношения к окружающей действительности начинается не в садике, не в первом классе и уж нем более не в седьмом, а с самого рождения.

Кроме того, очень важно, чтобы ребенок любого возраста рос самостоятельным и самодостаточным человеком, чтобы мог самостоятельно принимать решения и был готов брать за них ответственность. Приятели или случайная компания на улице предложили подростку «курнуть травки», а откажется ли этот подросток? Есть ли у него внутренний стержень и понимание, что «слабо» – это никакой не аргумент, а обыкновенная манипуляция, и что на самом деле любому нормальному человеку непременно хоть что-то, да «слабо». Кроме того, не только подросток, но и ребенок помладше должен уметь отказываться от неприемлемых предложений и говорить твердое «нет».

Получается, что профилактика наркомании начинается действительно с рождения формированием здоровых привычек, здоровым образом жизни, умением отстоять свою точку зрения, то есть формированием полноценной и адекватной личности.

Любой взрослый должен отчетливо понимать, что даже очень громкое «нельзя» не возымеет никакого влияния, если мнение этого взрослого не имеет для подростка никакого значения.

Что же касается разговоров, то вряд ли имеет смысл читать лекции и проводить назидательные беседы. Однако при любом удобном случае следует развенчивать мифы, которые искусственно создаются вокруг наркотиков и наркомании.

Внимание! 

Очень важно, чтобы между детьми и родителями установились действительно доверительные отношения, чтобы ребенок мог без колебаний обратиться к родителям с любым вопросом и за любой помощью. На просьбу о помощи никогда нельзя отвечать фразами типа «А я тебя предупреждал», или «А чего еще от тебя можно было ожидать», или «Раз не послушал моих советов и предупреждений, выпутывайся сам»…

Интересно, что эти утверждения одинаково справедливы для семей в любой стране и в любой культуре. Например, в США, в Университете Иллинойса, было проведено исследование, во время которого школьников 12–16 лет спросили, что их родители рассказывали им о наркотиках (марихуане), об алкоголе и о сигаретах.

В этом исследовании выяснились очень интересные факты: если родители говорили своим детям, что наркотики и алкоголь – это плохо и приводили в пример себя, то у детей не появлялось отрицательное отношение к этим явлениям, причем это отмечалось даже в тех случаях, когда родители рассказывали о своем отрицательном опыте.

По результатам исследования оказалось, что будет лучше, если родители не станут рассказывать детям о своем опыте знакомства, например, с марихуаной: дело в том, что практически все подростки рассуждали, что если их родители это попробовали и ничего плохого не произошло, то почему бы не попробовать и им.

Но если родители, которые пользовались уважением своих детей и были для них действительно моральным авторитетом, говорили, что не одобряют употребление наркотиков (алкоголя, табака), но не приводили никаких личных примеров, а только высказывали свое мнение и делились впечатлениями от полученной из разных источников информации, подчеркивая вред любых наркотических веществ и свое крайнее неодобрение по поводу их употребления, то и младшие, и старшие подростки начинали относиться к обсуждаемому предмету негативно или крайне негативно и исключали для себя возможность употребления этих веществ. Результаты этого исследования и отчеты со сделанными выводами были опубликованы в разных медицинских изданиях и размещены на медицинских интернет-ресурсах.

Очень важно, чтобы каждый подросток мог получить достоверные сведения о наркотических веществах и об их негативном воздействии на организм. Поэтому так важно доверие между детьми и родителями, чтобы дети могли опираться на сведения, которые получены от матери или от отца, или подтверждены ими.

Конечно, все необходимые сведения о наркотиках и об их вреде и смертельной опасности можно почерпнуть из справочной и из энциклопедической литературы. Однако, во-первых, специализированная литература не всегда доступна для подростков как в смысле возможности ею воспользоваться, так и в смысле понимания изложенной информации, поскольку энциклопедические и академические статьи бывают достаточно сложными для их восприятия неспециалистами и, тем более, детьми.

Безусловно, любой современный подросток имеет доступ к сети интернет или может получить этот доступ без особенных проблем и сложностей. Однако вся ли информация, которая размещена в интернете, заслуживает полного и безоговорочного доверия?

К сожалению, на разных интернет-ресурсах можно почерпнуть как точные и исчерпывающие сведения, так и информацию, искривляющую действительность. Надо отметить, что многие современные периодические издания, включая популярные издания для подростков и молодежи, грешат перепечаткой интернет-материалов, не удосуживаясь их тщательно проверить и не получив консультацию авторитетного специалиста в этой области.

Поэтому каждый из родителей должен отличать правдивую информацию по вопросам наркотиков и наркотической зависимости от искаженной или даже от откровенно лживой и уметь привести веские доказательства своей правоты.

Неправдивые утверждения, ложь и мифы о наркотиках

Есть несколько расхожих утверждений о наркотиках, которые не имеют ничего общего с правдой, но которые часто подсовывают подросткам, чтобы они не боялись попробовать употреблять наркотики и потом продолжили это делать.

Ложь первая – наркотики бывают не только плохими, но и хорошими.

Правда заключается в том, что любое вещество может быть и полезным, и ядовитым, разница же заключается только в количестве этого вещества – об этом говорил еще Парацельс. К этому можно добавить, что все вещества очень разные по силе своего воздействия. Наркотики же по своей природе относятся к очень сильнодействующим веществам, то есть чтобы это вещество стало ядом, нужна его ничтожно малая доза.

Некоторые вещества, которые раньше использовались только как лекарства, например, опиум, сегодня стали использоваться как наркотик. А конопля, которая всегда была важнейшей технической культурой, а вовсе не наркотиком? А мак, который широко использовался и в народной кухне, и в народной медицине? Однако сегодня эти весьма популярные и известные своей полезностью продукты стали именоваться наркотическими веществами. Наркотический эффект имеют и многие лекарственные препараты, особенно обезболивающие…

Однако, в любом случае, наркотическое вещество всегда опасно, и даже его применение с медицинской целью всегда должно осуществляться только под наблюдением врача, строго в определенных в каждом конкретном случае дозах и только по врачебной рекомендации и по индивидуальному назначению. Одно и то же вещество может стать обезболивающим при ранении на поле боя и спасти от смерти, но может стать действительно ядом при бессмысленном и бесконтрольном употреблении и даже убить.

Ложь вторая  – никому не известно, почему люди хотят принимать наркотики.

Правда заключается в том, что изначально человек, принимая наркотик, получает обманчивое ощущение, что какие-то его проблемы решились или хотя бы упростились.

Например, ушла боль. Другой пример – прошла депрессия, или скука, или обида, или еще какое-то неприятное ощущение. Или, например, исчезло чувство одиночества и появились друзья.

На самом деле, причина для приема наркотиков есть всегда, и если необходимо выяснить, что стало такой причиной, необходимо выяснить какие проблемы были у подростка перед тем, как он решился на такой шаг.

Первопричина приема наркотиков есть всегда, и для плодотворной и эффективной борьбы с наркоманией в каждом конкретном случае необходимо эту первопричину обнаружить, даже если со стороны она кажется ерундой и пустяком.

Ложь третья – многие наркотики не вызывают привыкания.

Правда заключается в том, что наркотик не уничтожает причину дискомфорта (боль, страх, неуверенность), а только временно ее ослабляет. Как только наркотик перестает действовать, дискомфорт возвращается и практически всегда становится еще сильнее. Спасение – в новой дозе наркотического средства. Так образуется порочный замкнутый круг, который заставляет принимать все больше и больше «спасительного» вещества и делать это все чаще.

Самостоятельно разорвать этот порочный круг практически невозможно. Привыкание к наркотикам вырабатывается очень быстро, особенно у подростков, чей организм еще не полностью сформирован.

Ложь четвертая – не все наркотики отрицательно воздействуют на работу мозга.

Правда заключается в том, что наркотические вещества оказывают на мозг человека сначала возбуждающее, а потом тормозящее воздействие.

Многие наркотические вещества вызывают галлюцинации. Под воздействием практически всех наркотиков работа мозга тормозится, информация воспринимается неадекватно, мысли становятся бессмысленными и путанными, сосредоточиться на чем-то одном практически нереально, память перестает работать, логические связи нарушаются.

Ложь пятая  – наркотики могут удерживаться в организме примерно около одного года.

Правда заключается в том, что на самом деле наркотики способны задержаться в организме на очень длительный период, который может исчисляться даже несколькими десятками лет (до двадцати лет).

Известно, что в любом организме есть некоторое количество жировой ткани, а наркотические вещества легко проникают в жировые запасы любого организма.

Жиры – это энергетические запасы организма, и как только жиры начинают расходоваться, наркотические вещества тут же освобождаются и поступают в систему кровотока. Поэтому вполне понятно, что даже после того, как человек вроде бы прекратил принимать наркотические вещества, даже через многие годы могут возникнуть ситуации, когда организму опять захочется их получить.

Ложь шестая – сексуальная привлекательность очень зависит от наркотических веществ.

Правда заключается в том, что на самом деле наркотические вещества притупляют чувства и ощущения. Не секрет, что иногда наркотические вещества приходится применять при некоторых хирургических вмешательствах или для избавления от боли при несчастных случаях, у онкологических больных на последней стадии ракового заболевания, потому что наркотические вещества избавляют от боли и страха.

Но ведь наркотики оказывают блокирующее воздействие на абсолютно все чувства и на восприятие абсолютно любых ощущений. Сексуальные ощущения не станут исключением – они тоже будут заблокированы, как и страх или боль. Самое большего, чего можно достичь, – это полное безразличие, наплевательское отношение ко всему, заторможенность.

Ложь седьмая – при воздействии наркотиков любая творческая деятельность становится активнее, ярче и интереснее.

Правда заключается в том, что такая активность очень временна, а ее результаты крайне сомнительны. В первое время при приеме наркотических веществ человек ощущает нечто сродни приливу сил и энергии.

Однако после окончания действия наркотика и физическое, и психологическое состояние намного ухудшается, человеку становится откровенно плохо, причем все время хуже и хуже, любая работа и любое творчество вызывают отвращение, раздражение, злость, все сделанное кажется мелким и никому ненужным – способность творить исчезает, зато появляется агрессия, которую иногда сменяет апатия. И места для творчества в этой цепочке нет…

Внимание! Вокруг наркотиков и наркотических веществ всегда много лжи, поскольку рынок наркотических веществ – это очень прибыльный бизнес, который приносит огромные состояния наркоторговцам и ежегодно уносит огромное количество жизней людей, которые принимают наркотики.

Еще одна правда, которую должны знать о наркотиках подростки, – это то, что отказаться от наркотиков самостоятельно очень сложно, поскольку наркотические вещества очень быстро становятся неотъемлемой частью обменных процессов, и отказ от приема наркотических средств вызывает так называемую «ломку», или абстинентный синдром (термин происходит от латинского слова abstinentia, что означает «воздержание»).

При абстинентном синдроме (ломке) человек ощущает множество проблем как соматического (физического), так и психологического характера, к которым можно отнести и тремор (дрожание), и потливость, и расстройства сна, и нервозность, и нарушения работы сердечно-сосудистой системы, и истерические состояния, и скачки артериального давления, и приступы агрессии, и множество других болезненных состояний. Именно абстинентный синдром не позволяет наркозависимым людям, а тем более подросткам, самостоятельно прекратить прием наркотиков.

Любой подросток, даже если он, казалось бы, не входит в группу риска, должен знать, что наркомания – это тяжелая и смертельно опасная болезнь, вылечить которую очень сложно даже при помощи квалифицированных врачей и в специально оборудованной клинике. Справиться с наркоманией самостоятельно практически нереально. Существует только один способ избежать этой смертельно опасной болезни – никогда и ни при каких обстоятельствах не поддаваться ни на какие уговоры и убеждения и ни под никаким предлогом никогда не пробовать никакие наркотические вещества.

Сможем ли мы, взрослые, защитить своих детей от смертельной угрозы? Мы же не сможем оградить их от огромного и нескончаемого потока информации, от общения со сверстниками, от каждодневного риска… Что же, наша задача – формировать правильное отношение к жизни, правильные жизненные ценности, здравомыслие, умение трезво оценивать любую информацию и любое предложение, от кого бы оно не исходило. 

Очень важно взаимопонимание со своими детьми и их доверие, очень важно стать для своего ребенка, который уже почти взрослый и поэтому всячески стремится к независимости и отстаивает свое право на самостоятельные решения, настоящим советчиком по любому вопросу. И опять главные правила для мам и пап – никогда не кричать, не обвинять, не отмахиваться, всегда выслушивать и вникать в любые проблемы.

Помните, что подростки отличаются от взрослых не только возрастом и жизненным опытом, но и особенной эмоциональностью, ранимостью, впечатлительностью.

Разговаривайте со своими детьми – обо всем и всегда, не жалейте времени, не уходите от сложных тем. Не откладывайте это общение на потом, потому что иногда это «потом» может либо не порадовать, либо не наступить вообще никогда. Говорите – о радостях и горестях, о победах и поражениях, о надеждах и планах, о друзьях и о свободном времени.

Прислушивайтесь. Не экономьте ни чувства, ни эмоции, ни время. Не уходите от неприятных и неудобных тем. И тогда ваши уже подросшие, но все равно еще такие уязвимые дети никогда не будут вас огорчать и тревожить, а угроз для их благополучия будет меньше.

 

свернуть

Рекомендации родителям по формированию адекватной самооценки ребенка

  1. Ребенок – это личность, любите и принимайте его таким, какой он есть.
  2. Воспитывайте в нем чувство достоинства, хвалите, поощряйте, одобряйте ребенка, создавая положительную атмосферу вокруг него.
  3. Ориентируйте ребенка на достижение цели.
  4. Отмечайте все успехи своего ребенка.
  5. Разговаривайте с ребенком и умейте выслушать его.
  6. Помогите находить выход из сложной ситуации.
  7. Формируйте нравственную сферу жизни ребенка.
  8. Избегайте опасного поведения детей и повышайте самооценку ребенка.

Важно понимать и уважать ребенка, его чувства, интересы, стремления. Это является непременным условием формирования положительной самооценки подростка.

 Помните, что для формирования адекватной самооценки и похвала и наказания тоже должны быть адекватными.

  1. Поощряйте в ребенке инициативу.
  2. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог. Она говорит: « Ну и ничего, в следующий раз положим больше муки». Или: « Ужас! Пирог не получился! Никогда больше печь не буду!».
  3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, а сравнивайте с самим собой (тем каким он был вчера и какой сегодня.)
  4. Ругайте за конкретные проступки, а не в целом, за все сразу.
  5. Помните, что отрицательная оценка – враг интереса и творчества.
  6. Анализируйте вместе с ребенком его неудачи, делая правильные выводы. Приводите примеры своих неудач и того, как вы с ними справлялись. Так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, и близости с вами.
  7. Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет вам по дому, получит удовольствие от проделанной работы и получит заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и более уверенным в себе.
  8. Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.

 

свернуть

Рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения детей и подростков

За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!

Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния -необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.  Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны  и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться  в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные  на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей,  посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

И в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

 

свернуть

Психологическая поддержка подростка в семье. Рекомендации для родителей

Для оказания помощи взрослым важно сохранить доверительные отношения с подростками. Даже не смотря на то, что бывают ситуации, когда хочется поступить довольно жестко. Конфликт, который не закончился урегулированием разногласий и примирением, может вызвать обиду, чувство непонимания и одиночества у подростка. Он закроет от вас свои чувства и мысли, перестанет делиться своими переживаниями. И потом будет достаточно сложно пробиться сквозь эту стену отчуждения.

  1. Вам не нравятся друзья и увлечения Вашего ребенка? Вместо критики поговорите о том, что его привлекает в этих людях, почему ему интересно сидеть часами в социальных сетях. Постарайтесь понять подростка, покажите ему, что принимаете его точку зрения.
  2. Предложите и обсудите другие, альтернативные, варианты получить положительные эмоции, но в других ситуациях, с другими друзьями. И поменьше критикуйте своих детей (а подростков тем более), а направьте свои усилия на то, чтобы найти как можно больше поводов для похвалы за те или иные успехи и достижения.
  3. В общении с подростками рекомендуется использовать специальные приемы, которые способствуют поддержанию атмосферы доверия в общении, к которым относятся следующие: проявление искреннего интереса к проблемам подростка, подлинное желание помочь; важно помнить, что подросток тонко чувствует, интересуются ли им понастоящему или это формальное проявление внимания к нему;
  4. Необходимо уделять внимание подростку, нельзя во время беседы с ним заниматься посторонними делами (например: разговаривать по телефону, заниматься домашним хозяйством и т.п.); внимательное, чуткое отношение к проблемам взрослеющего человека позволит ему почувствовать свою значимость и понимание взрослым важности его проблем; надо предоставить подростку максимальную возможность высказаться; помнить о том, что он не хочет выслушивать поучения и мудрые советы, а хочет рассказать о затруднительных ситуациях своей жизни;
  5. Не следует проявлять излишнее любопытство; не нужно быть похожим на детектива и пытаться узнать то, о чем подросток не хочет говорить;
  6. К проблемам подростка необходимо относиться без осуждения. Важно не оценивать, а слушать, слышать и понимать.
  7. Для установления атмосферы взаимного доверия в общении с подростками взрослым необходимо демонстрировать качества, составляющие доверительный контакт: искренность, способность к пониманию и принятию, безусловное уважение к людям.
  8. Искренность означает способность оставаться самим собой, не прятаться за маской и не стараться исполнить роль «родителя» или «мудрого учителя». Такое поведение предполагает возможность откровенно говорить о своих чувствах, а также соответствие того, что мы говорим, тому, как мы это делаем.
  9. Эмпатия как способность к сопереживанию появляется, когда один человек разговаривает с другим. Для того чтобы понять, что чувствуют и думают подростки, нужно вспомнить себя в этом возрасте: какие проблемы волновали, что вызывало обиду или раздражение, как строились отношения с одноклассниками, родителями и педагогами? Проявление эмпатии в общении означает, что взрослый чутко и точно реагирует на переживания подростка, словно это его собственные переживания.
  10. Безусловное уважение подростка означает безоценочное принятие личности подростка, без предъявления дополнительных условий. Позитивное отношение не предполагает никаких условий типа: «ты мне понравишься, если будешь таким-то». Оно предполагает теплоту, симпатию, заботу, без стремления управлять ребенком. Безусловное уважение личности не означает приемлемости любого поведения подростка. Возможны ситуации, когда поведение, поступок не одобряется и даже подвергается критике или наказанию. Важно помнить, что оценивается поступок, а не личность самого подростка.
  11. Уважение подростка и принятие его как личности можно выразить с помощью такого приема как психологическая поддержка. Основная цель использования психологической поддержки – это вернуть человеку веру в себя, в возможность преодоления возникших трудностей и проблем. Поддержать означает в буквальном смысле этого слова не дать упасть, протянуть руку человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. В отличие от похвалы, которая представляет собой оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другими: «Молодец! Ты выполнил задание лучше всех!», поддержка – это знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно не успешен.

Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме себя самого.

Выразить поддержку подростку можно используя следующие выражения:

  • «Ты все равно молодец, потому что ….» – высказывание содержит указание на сильные стороны личности подростка, позволяет ему вернуть веру в самого себя.
  • «Мне это знакомо, я тоже сталкивался с похожей ситуацией» – информирование подростка о том, что его проблема не уникальна, встречалась в опыте других людей. Это означает, что, во-первых, проблему можно решить, во вторых, снижается чувство вины, ощущение собственной никчемности, так как и с другими «такое бывает».
  • «Благодаря этому ты….» – указание на положительные моменты случившегося позволяет увидеть проблему с несколько иной точки зрения и, возможно, изменить взгляд на ее решение.
  • «Знаешь, это действительно сложно... Я не уверен, что мог бы поступить иначе…» – указание на объективную сложность ситуации приводит к тому, что у подростка снижается чувство вины за произошедшее, повышается самоуважение.
  • «Давай вместе попробуем разобраться в случившемся…» – предложение помощи по преодолению трудной ситуации является действенным видом оказания психологической поддержки, так как дает подростку веру в то, что проблема может быть решена.
  1. Психологическая поддержка – это не способ решения проблем подростка вместо него (что, напротив, лишь приводит к усилению чувства беспомощности), это попытка вернуть ему веру в себя. Поэтому критерием эффективности оказания психологической поддержки является повышение самооценки, уверенности в возможности преодоления жизненных трудностей.

 

 

свернуть

Противодействие насилию над несовершеннолетними

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовольствия или выгоды.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

ПАМЯТКА для родителей по профилактике сексуального насилия в отношении несовершеннолетних

Родители должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему:

  • внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
  • сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
  • отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;
  • демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;
  • ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремится домой после школы;
  • прогулы занятий в учреждении образования, внезапное изменение успеваемости. 

Избежать насилия можно, но для этого необходимо помочь ребенку усвоить «Правило пяти «нельзя»:

  1. Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
  2. Нельзя заходить с незнакомыми людьми в подъезд, лифт, лес и другие нелюдные места.
  3. Нельзя садиться в чужую машину.
  4. Нельзя принимать от незнакомых людей подарки (конфеты, мороженое, игрушки и др.) и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
  5. Нельзя задерживать на улице одному, особенно с наступлением темноты.

Уважаемые родители! Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения! Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.

Если случилась беда, обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).

Во всех областях республики и в г. Минске создана и функционирует служба «Экстренной психологической помощи» по «Телефонам доверия». Помощь оказывается высококвалифицированными специалистами в области психологии и психотерапии бесплатно и анонимно.

Номера телефонов службы экстренной психологической помощи в Республике Беларусь

Брестская область

г. Брест, 8 0162 25 57 27 (круглосуточно)

Витебская область

г. Витебск, 8 0212 61 60 60 (круглосуточно)

Гомельская область

г. Гомель, 8 0232 31 51 61 (круглосуточно)

Гродненская область

г. Гродно, 8 0152 39 83 31 (круглосуточно), 8 0152 39 83 28 (круглосуточно)

Могилевская область

г. Могилев, 8 0222 71 11 61(круглосуточно)

г. Минск

для взрослых: 8 017 352 44 44 (круглосуточно), 8 017 304 43 70 (круглосуточно)

 

для детей: 8 017 263 03 03 (круглосуточно), Республиканская «Детская телефонная линия»: 8 801 100 1611 (круглосуточно)

Минская область

8 017 270 24 01 (круглосуточно), 8 029 899 04 01 круглосуточно

 

Сексологическую помощь в системе здравоохранения республики осуществляют учреждения, связанные с охраной психического здоровья. Помощь оказывает врач-психиатр-нарколог или врач-психотерапевт, прошедший повышение квалификации по сексологии.

Источник: сайт Комитета по здравоохранению Мингорисполкома

свернуть

Буллинг. Советы родителям

Самое главное, вывести вопрос в публичное поле. Об этом должна заговорить вся школа, все учителя, и все ученики. Но, коллектив не должен гудеть о том, что родители примчались в истерике, так как им пожаловался их детеныш. Это все ухудшит.  Важно, чтобы все поняли, какая катастрофа для школы, учителя, класса, буллера то, что произошло.

Вы должны подготовиться к походу в школу, как прокурор готовится к обвинению! Вам нужно  принести не жалобы, а факты и оценку (недопустимость подобного в цивилизованной школе) ситуации. Пусть от момента признания ребенка до вашего похода в школу пройдет несколько дней или неделя, но вы должны быть подготовлены.  

Если вы изложите проблему четко и потребуете немедленной реакции, то проблема будет остановлена.

Буллер затаится, и хоть это и не разрешит ситуацию кардинально, но с этого момента вашего ребенка перестанут терроризировать. Скорее всего, он не сможет спокойно ходить в школу, так как ему могут косвенно наносить ущерб. Вам решать, ходить ему в это время на занятия или нет. Кто-то считает, что он именно в этот момент ребенок должен появляться в коллективе, давая таким образом понять, что позиция семьи достаточно четка и сильная, другие считают, что нет. 

Но тут важно ориентироваться на ребенка. Смотреть, как ему легче, чтобы не было насилия, но уже со стороны родителей.

Однозначно встанет вопрос, как учиться дальше: переводить ли кого-тов другой класс, или в школу. Кто должен уйти: буллер или ваш ребенок..

Тут нужно трезво оценивать: наказав буллера и оставив их в одном коллективе, мы можем просто развить фантазию агрессора на варианты издевательств. Никто не отменял психологическое насилие, которое сложно доказуемо, так как не оставляет за собой видимых повреждений, ссадин, синяков и переломов, но при  этом не менее опасно. 

Надо смотреть по обстоятельствам, исходят из позиции школы, родителей буллера и желаний вашего ребенка.

 

свернуть

Памятка родителям

Советы педагога-психолога родителям первоклассников

Советы педагога-психолога родителям первоклассников

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка.

Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни.

Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе...

 

Рекомендации родителям по организации занятий

  • Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку интересно учиться, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий;
  • Старайтесь показывать необходимость каждого знания;
  • Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми;
  • Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант;
  • Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперед;
  • Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, значительно превышающие его интеллектуальные возможности;
  • В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени;
  • Избегайте неодобрительной оценки. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах;
  • Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора.

 

Рекомендации родителям по адаптации первоклассника к школе

Адаптация ребенка к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуется для того, чтобы малыш освоился в школе по-настоящему. Организм ребенка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций.          Наблюдения показывают, что относительно устойчивое приспособление к школе происходит на 5–6-й неделе обучения.

Основными показателями благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.

Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

 

  1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. 2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. 3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. 4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. 5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. 6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя. 7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. 8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. 9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
  2. Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.
  3. Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут.
  4. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

 

Несколько коротких правил

— Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения. — Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других. — Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка. — Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком. — Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми. — Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь. — Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку. — Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно. — Оценивайте только поступки, а не самого ребенка. — Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка. — Признавайте права ребенка на ошибки. — Думайте о детском «банке» счастливых воспоминаний. — Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые. — И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

 

свернуть

Памятка родителям «Признаки суицидального поведения ребенка»

Если подросток задумал проститься с жизнью, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки

  • подросток прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;
  • косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;
  • много шутит на тему самоубийства;
  • проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки

Подросток может:

  • раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно

     приводить в порядок дела, мириться с давними врагами;

  • демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

в еде – есть слишком мало или слишком много;

во сне – спать слишком мало или слишком много;

во внешнем виде – стать неряшливым;

в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашние

задания, избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном настроении;

  • замкнуться от семьи и друзей;
  • быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру;
  • ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
  • проявлять признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния.

Ситуационные признаки

Ребенок может решиться расстаться в жизнью, если:

– социально изолирован, чувствует себя отверженным;

– живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье; алкоголизм - личная или семейная проблема);

– ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального;

– предпринимал раньше попытки самоубийства;

– имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;

– перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);

– слишком критически относится к себе.

Если вас что-то настораживает в поведении ребенка, незамедлительно обращайтесь к специалисту, в частности к педагогу-психологу учреждения образования.

 

Уважаемые родители, будьте внимательны к своим детям!

Памятка для педагогов и родителей

«маркеры суицидального поведения у несовершеннолетних»

 

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и отметкам.
  • Длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
  • Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
  • Прямо или косвенно говорит о нежелании продолжать жизнь.
  • Недостаток сна или повышенная сонливость.
  • Признаки беспокойства.
  • Признаки постоянной усталости.
  • Усиление жалоб на физическое недомогание.
  • Излишний риск в поступках.
  • Поглощенность мыслями о смерти или загробной жизни.
  • Необычные вспышки раздражительности или любвеобильности.
  • Усиленное чувство тревоги.
  • Выражение безнадежности.
  • Приобщение к алкоголю и / или наркотикам, усиление их потребления.
  • Разговоры о собственных похоронах.
  • Составление записки об уходе из жизни.

 

«Вербальные ключи» как маркеры суицидального поведения несовершеннолетних

 

  • «Ненавижу свою жизнь!»
  • «Они пожалеют о том, что сделали»
  • «Не могу больше этого вынести… Надоело… Сколько можно! Сыт по горло!!!»
  • «Просто жить не хочется… Пожил и хватит!»
  • «Никому я не нужен… Лучше умереть!»
  • «Это выше моих сил…»
  • «Ненавижу всех и все!»
  • «Единственный выход – умереть!»
  • «Больше ты меня не увидишь»
  • «Если больше не увидимся, спасибо за все!»

 Опасные ситуации, на которые взрослому надо обратить особое внимание:

 Отвержение сверстников, буллинг (это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил), кибербуллинг (это намеренные оскорбления и угрозы с помощью современных средств коммуникации), троллинг (это стиль общения в интернет-пространстве, направленный на издевательство и провокационные высказывания).

  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).

 

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.).  Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д.

Рекомендации для родителей

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными.

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха.   И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

- Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

  1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится. 
  2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 
  3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его.  Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу.

свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт – наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

Конфликтоустойчивость – способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

 

Способы урегулирования конфликтов:  компромисс (уступки с обеих сторон);  интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует);  капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой);  уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте);  переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение);  вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению);  чувство юмора. 

Памятка для родителей по предупреждению конфликтов.

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия.  * Не давайте ребенку несбыточных обещаний.  * Не ставьте своему ребенку условий.  * Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка. * Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе.  * Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.  * Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.  * Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.            Помните, что ребенок – это воплощенная возможность!            Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

 

свернуть

Адаптация пятиклассников Рекомендации для родителей по обеспечению успешной адаптации детей при переходе с первой во вторую ступень общего среднего образования

  1. Главное – абсолютное принятие ребенкасо всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в доме.
  2. Постарайтесь понять, с какими трудностями сталкивается ребенок при переходе из начальной школы в основную. Не отказывайте ребенку в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит. При этом не делайте ничего вместо ребенка, делайте вместе с ним, приучайте его к самостоятельности.
  3. Помогите пятикласснику запомнить имена, отчества и фамилии классного руководителя и учителей-предметников. Познакомьтесь лично с ними, установите контакт.
  4. Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребенка, даже если вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником.
  5. Обеспечьте своему ребенку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и удобное рабочее место дома.
  6. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья, товарищи из класса, приглашайте их в свой дом.
  7. Создайте ребенку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться с подростками.
  8. Радуйтесь достижениям своего ребенка. Не позволяйте себе сравнивать его с другими детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам.
  9. Когда, откуда и в каком бы виде ни вернулся ваш ребенок домой, встречайте его с любовью.
  10. Быть родителемне обязанность и не профессия. Это естественная человеческая потребность.

11.У пятиклассника есть потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, он требует серьёзного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворённость этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если дома не предлагают детям средств реализации их чувства взрослости, оно всё равно проявится, но самым невыгодным образом - уверенностью подростка в родительской несправедливости и необъективности.

  1. Необходимо оценивать детское творчество, инициативу, самостоятельность, предоставлять возможность выбора.
  2. Успешность самореализации тесно связана с общим стилем взаимоотношений в семье. В этом плане очень важно, чтобы родители создавали ситуации, позволяющие проявлять детям инициативу, иметь право на ошибку, на своё мнение, участвовать в совместной деятельности, создавать демократическую, не авторитарную атмосферу общения.
  3. Создать атмосферу доброжелательности, искренности, доверительности, мягкости, оптимизма, дать возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить, строить свои взаимоотношения с детьми с учётом их индивидуальности.
  4. Постарайтесь создать условия, облегчающие учёбу ребёнка: бытовые - хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная бытовая обстановка, уютное и удобное место для занятий; эмоциональные - проявляйте веру в возможности ребёнка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи; культурные - обеспечьте ребёнка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе.
  5. Слушайте своего ребёнка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т.п.
  6. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи.
  7. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой Вы преуспели, обогащайте их.
  8. Помните, что не только оценка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.
  9. Создайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную активность детей. Используйте позитивный опыт Ваших родителей, знакомых.

 

свернуть